Сейчас не редкость семьи, где один супруг верующий, а другой нет, или один живет по церковному Уставу, а другой не считает это обязательным для себя, – пишет протоиерей Cepгий Николаев. – И случается, что тяготеющий к духовной жизни супруг вдруг начинает отмечать свое некоторое превосходство над нецерковным. Выражается это в пренебрежении мнением, непослушании, самооправдании. «Что такого умного может сказать мне жена, если она и в церковь-то не ходит, и святых отцов не читала?» — «Как же это я буду слушаться неверующего мужа? Куда он меня заведёт?», «Конечно, лгать, грех, но он же все равно неправославный», — думают такие горе-христиане.
Приходит нецерковный муж домой, а ужина нет. Часов в девять открывается дверь, и супруга благостным голосом сообщает: «На всенощной была, завтра у нас престол. С праздником, дорогой!» И сказать-то ей вроде нечего. Там праздник духа, а здесь горе желудка.
Я знаю семью, где муж стал православным недавно. Но еще до крещения он знал и любил православные праздники. Перед тем, как уйти к всенощной службе, жена готовила любимые мужем блюда, оставляла на столе или плите особенный ужин. В воскресенье ходила на раннюю службу и в девять с небольшим уже была дома, когда муж обычно только просыпался. В двунадесятые праздники обязательно, как и положено по Уставу, покупала и ставила на стол вино. К Рождеству и Пасхе дарила подарки. А главное, супруга старалась всегда быть безупречной женой, хозяйкой и матерью. На этой семье, можно сказать, исполнились слова апостола Петра: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1-2).
Когда человек приходит к вере, в особенности, когда он становится церковным, он испытывает необычайную радость. Радость рождения, радость перехода из духовного небытия в бытие. Хочется поделиться этой радостью с близкими, хочется научить их этой радости.
Но не стоит спешить. Нельзя вдруг влить в чашку целый кувшин воды. Не всегда наши близкие бывают способны воспринять нашу радость. Духовные ценности, сокровища души, раскрытые перед неготовым человеком, попираются им, уничижаются, а иногда озлобляют его. И нам придется отвечать за оскорбление святыни, за богохульство, на которое соблазнили мы ближнего.
Разумнее подождать и делиться своей радостью по капельке, выбирая для этого особенные случаи и особенные слова — более слов назидает ближнего наша любовь.
Наверно, тут ещё дело в том, что надо как-то уметь совмещать служение Марфы и служение Марии. Ну да, что я за верующая, если мужа забросила, детьми не занимаюсь, на работе филоню? Ну не бывает высокой духовности вот без такой жизненной прозы. А то ведь получается, знаете, любой учитель сталкивался с такими случаями, когда ученик назубок знает все теоремы, а ни одной, даже самой элементарной, задачи решить не может! 🙂
Екатерина, добрый вечер!
Очень правильное замечание, которое можно применить не только к семье, но и к любому человеку, даже православному…
Знаем, как нужно жить, знаем об жертвенной любви к ближним, и о том, что такое уступчивость, но… включаем в своей голове дурочка 🙂 хлопаем глазками, делая вид наивной растерянности…
Тут всё зависит от совести, насколько она чиста и тверда.