ДОМ И СЕМЬЯ | О воспитании будущих женихов и невестПримеры брачного союза, свадьбы, любви и верности обязательно используются православными родителями при воспитании, – пишет протоиерей Сергий Николаев. – Не раз и не два напомнит мать, что хорошая невеста или хороший жених могут быть наградой послушанию, трудолюбию, молитве.

Вспоминается случайно увиденная сценка. Во дворе на лавочке сидела пожилая женщина, а рядом играли дети. У одной девочки лет девяти с языка привычно слетали грубые слова. Женщина повернулась к ней: «А ты знаешь, что из-за таких грязных слов ты замуж не выйдешь. Никто не захочет на тебе жениться». Девочка убежала. Но через некоторое время вернулась, подошла к лавочке, встала перед женщиной и твёрдо сказала: «А я уже больше не ругаюсь». Надо сказать, что такой мгновенный результат вдохновил и меня несколько раз использовать этот приём.

В привычных детству сказках частый сюжет — преодоление трудностей в поисках невесты, умение заслужить жениха или невесту, помощь суженому. Характерна свадебная концовка многих сказок как апофеоз земного счастья. Такие сказки читаются детьми в раннем возрасте и очень недолго и не успевают развить в них греховной мечтательности, но несут свою положительную нагрузку воспитания. Тем более, что особенность нашего времени — развитие негативного отношения к семье и браку, принижение и искажение значения семьи. Потому православная семья должна закрепить в ребёнке отношение к браку как к благу, к земному счастью.

Известно, что основа семейного воспитания — пример родителей. Поэтому так важно для них не соблазнить «малых сих» (Мф. 18:6), не подать детям дурного примера ссор, обманов, семейных хитростей, измен, неуважения друг к другу. Да и не поверит дитя тем, кто сам не смог осуществить счастливый брак. «На своём молоке обожглись, на чужую воду дуют», — вспомнится сыну в ответ на нравоучение отца.

Не один раз мне пришлось слышать от молодых людей, что в детстве им довелось быть свидетелями ссор родителей. Эти непонятные ссоры угнетали, обижали, причиняли боль, наполняли сердца страхом. В это время маленький человек принимал решение «никогда, никогда не жениться». Позже такое неприятие супружества прошло, но не сразу и не просто.

Использование в воспитании свадебно-брачного символа может преследовать только цель побуждения в ребёнке желания нравственного улучшения или служить для формирования отношения к супружескому союзу как к Самим Богом данной прекрасной форме земного бытия.

Неправильное, не вовремя сказанное слово о любви, неверный акцент могут, напротив, способствовать растлению детского сознания. Привести к раннему пробуждению чувственности, к кокетству, любовной мечтательности. Помню, как одна тётя, желая поговорить с восьмилетней девчушкой, стала расспрашивать малышку, есть ли у неё мальчик, где она с ним познакомилась. Не то чтобы женщина не ориентировалась в детских проблемах, нет, у неё самой есть дети, причём того же возраста.

Ещё одно воспоминание. В школе силами первоклашек поставили спектакль по сказке «Золушка». В финальной сцене королевского бала мальчик и девочка, игравшие главных героев, должны были танцевать вальс. Дети пытались кружиться на расстоянии вытянутых рук, естественная скромность понуждала их отвернуться друг от друга. Но педагоги и родители поправляли малышей, устанавливая пару в позу взрослых влюблённых, забавляясь унижением детской стыдливости.

Нередко родители неразумно пекутся о внешней привлекательности своих ребятишек, наряжают девочку, как барышню-невесту, а мальчика, как кавалера. Украшают одежду детей символическими сердечками. Девочкам надевают дамские украшения, серёжки, колечки, бусы. Здесь уже не до ожидания жениха как награды за трудовые и нравственные достоинства, а воспитание желания и умения увлечь собой, соблазнить. Не надежда на хорошую невесту, а умение выставиться, пустить пыль в глаза. В неуместных нарядах не по возрасту дети очень рано начинают чувствовать себя достойными внимания, завидными невестами и желанными женихами.

Учтите, родители, что «блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения» (преподобный авва Исаия. См. «Отечник»).

Рассказывала молодая женщина: «В седьмом классе девочки разделились на барышень, которые интересуются мальчиками, и на «ботаников» (так называют в школе прилежных учеников). Одни влюблялись, писали записочки, кокетничали, вольничали. Другие — сидели за книжками, гуляли по часам, слушали родителей, краснели от вольного слова. Через пятнадцать лет оказалось, что все «ботаники» достаточно удачно вышли замуж, имеют хорошие спокойные семьи, а их влюбчивые одноклассницы в большинстве своём бессемейные: кто развёлся, кто кое-как устроился, а у кого-то тяжёлые семьи».

Эго характерно. Примеров таких множество. Обидно, что начало такой ранней влюбчивости часто полагают сами родители. Быть может, и не желая того.

«Пища, одежда, кров — это хоть и немалое, но не главное. Главное есть обезопасение от неприятностей вовне. Орлиные крылья покрывают вас. Клюв орла и когти его готовы на поражение всякого, кто покусится причинить вам оскорбление или неприятность. Это благо ничем не заменимо», — писал о родительской заботе святитель Феофан Затворник.

ДОМ И СЕМЬЯ | О воспитании будущих женихов и невест

Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?

ДОМ И СЕМЬЯ | О воспитании будущих женихов и невест

ДОМ И СЕМЬЯ | О воспитании будущих женихов и невест