великий пост, начало

За семь недель до Святой Пасхи, начинает свой путь Великий пост, состоящий из четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Святая четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

«Весна постная» – так называет Православная Церковь время Великого поста. Для христиан, не прервавших живой связи с апостольской традицией, Великий пост — это время радости и укрепления сил в любви к Богу и Его творению, и только человеку, чуждому духовной жизни, может показаться, что это время уныния и мрака.

Начиная с древнейших христианских писателей, мы имеем свидетельства, что Великий пост (или Святая Четыредесятница) был установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Иисуса Христа (Мф. 4.2). В пределах Апостольских (69 пр.) пост Святой Четыредесятницы считается обязательным.

Называется он Великим не только по количеству дней, но, главное, по важности и значению его для православных христиан. Как в древности, так и сейчас, Великий пост остается временем покаяния, когда мы горюем и печалимся о собственных грехах.

Пост этот «есть дело из сильнейших средств к обузданию нашей чувственности, от преобладания которой над нами гибнет в нас все чистое и светлое» (протоиерей Григорий Дьяченко).

Великий пост начинается с Чистого понедельника, который следует за Прощеным воскресеньем, и продолжается, с учетом строгого поста Страстной седмицы, до Пасхи. По приблизительному расчету, это время является десятой частью целого года. Поэтому, святая Четыредесятница есть не что иное, как еще издревле узаконенная десятина Богу, которую мы посвящаем Ему, как десятую часть нашей жизни.

В дни Великого поста значительно меняется характер богослужений. Святая Церковь в эти дни отлагает всякую торжественность в своем богослужении. Прежде всего, среди недели не совершается полная литургия, которая служится только по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Вместо нее по средам и пятницам полагается литургия Преждеосвященных Даров.

"Весна постная"! Начало пути к возрождению души

Церковь в Великий пост почти отменяет пение, как выражение радостного состояния человеческого духа, а широко употребляет чтение. Все богослужения Великого поста совершаются тихо, медленно, с глубоким благоговением. Светильники возжигаются в малом количестве, царские врата открываются редко, перезвон допускается нечасто, молящиеся в храме призываются к земным поклонам, коленопреклонению, падению ниц. Такие же черты в дни Великого поста несет на себе и домашняя, бытовая жизнь христиан.

Образ хранения Великого поста был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь от вкушения пищи до 3 часов пополудни. В Великий пост не празднуются дни рождения, не совершаются браки. Каждый православный христианин в эти дни должен исповедаться и причаститься.

Великий пост был и остается временем наибольшего проявления милосердия и любви христианской: в эти дни освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и заключенных, примиряли враждующих, принимали странников.

В постные недели менялся не только внутренний облик храмов и жилищ, но и внешний вид городов: закрывались питейные заведения, в первую неделю поста не работали лавки и магазины. Так было в не столь отдаленные времена, когда нравы людей укладывались в понятия благочестия, а многим соотечественникам нашим были доступны тайны Божественного откровения и близки высокие духовные идеалы.

В те годы Н.В. Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: «Стой, христианин, оглянись на жизнь свою». На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы!»

И в наши дни Великий пост — время покаяния, когда верующий человек постом и молитвой очищает в себе помраченный образ Божий.

Для приготовления блюд в Великий пост у славян широко использовались крупы, грибы, фрукты, овощи, мука, мед, мак, изюм, варения, квашенья, соленья; в праздничные дни — рыба, икра. Эти продукты употребляются и сегодня по дарованному Господом имеющемуся достатку каждого.

Также на странице нашего сайта 20 постных обедов в Великий пост Вы можете узнать для себя вкусные постные рецепты растительных блюд, которыми можно порадовать и утешить своих домочадцев!

Окончание, конец

Как рано надо начинать детям поститься?

На главную страницу сайта