Как сделать, чтобы человек не просто ходил в церковь, а считал себя самой Церковью?Ходить в церковь или ходить в Церкви? Верить в Бога или ходить под Богом, доверять Богу? Слава Богу, что сегодня мы все это толкуем, – отвечает священник Илия Макаров. – Сегодня столько книг, столько прекрасных педагогов, наставников, богословов! Сегодня все темы открыты для обсуждения. Сегодня и церковные люди не стесняются самых скользких тем, и эфир дает нам возможность рассуждать на любые темы. Слава Богу, нет той самой цензуры, которая была пятьдесят лет назад, когда проповедовать открыто было невозможно.

Есть, конечно, крен: мы вроде бы соревнуемся. Нам светское общество говорит: «Давайте проповедуйте, захватывайте наши умы и чувства. Посмотрите, как это делают другие конфессии. Что же вы, православные, молчите?» Мы не молчим, мы знаем свое место, а именно то место, где находится Бог. Поэтому мы приглашаем людей в Церковь, и не в гости, а в нашу семью, чтобы мы все стали единой семьей. Ведь только в единой семье возможна полноценная жизнь.

Приходить в гости – это не близкие отношения. Невозможно к детям приходить в гости, к жене приходить в гости, к маме с папой – это все единая семья. Помните, раньше и жили большими семьями… А сегодня, к сожалению, мы буквально выполняем слова Священного Писания: «оставит человек отца и матерь свою». А раньше не оставляли, жили единой семьей. Муж и жена именно мистически становились одной плотью, но они не покидали отца и мать, до конца дней заботились о них, и всегда был главой семьи старший в роду. И все было нормально; не было никаких переходных проблем у подростков. Никто не думал: «А чего это я в церковь-то хожу? Дай-ка я сейчас проявлю себя и скажу: да надоели вы мне все». Все было просто: ты иди, конечно, только как далеко ты уйдешь из нашей деревни? и что ты будешь есть? А надо работать на земле.

Действительно, когда человек трудится своими руками, своими мозгами, трудится над собой, у него не возникает досужих вопросов от лени или от безделья: а не зайти ли мне в гости сегодня в храм, проходя мимо? Он целенаправленно туда идет, потому что знает, что там  встречается с Богом и теми людьми, которые живут в Боге. Это принципиальный момент. Я думаю, об этом говорил Иоанн Кронштадтский сто лет назад, призывая всех к частому причащению.  И после его прославления в Русской Православной Церкви мы вспомнили его слова; сегодня мы понимаем, как необходимо часто причащаться. Потому что мы хотим жить в Боге, а жить в Боге без причащения невозможно. И невозможно причаститься, придя в гости; это можно сделать, придя к своему очень близкому, родному, дорогому человеку, к Богочеловеку, придя в свою семью.

А почему мы ходим в церковь, а не все время в ней пребываем – я думаю, это вопрос к каждому человеку, кто пришел в церковь (и насколько он там ощущает себя в семье). А также к тому человеку, который проходит мимо: почему в нем не возник этот посыл, почему у него нет потребности зайти в храм и остаться в Церкви?

Конечно, многое зависит от нас, христиан; мы должны быть миссионерами. И я все время это подчеркиваю. Мы строим какие-то миссионерские планы, создаем карты миссионерского поля, устраиваем глобальную катехизацию, но насколько сегодня каждый человек, приходящий в храм и причащающийся, является миссионером? Есть ли у него этот апостольский посыл, что он каждого человека, который с ним встречается, хочет обнять? Да так крепко, чтобы тот почувствовал родную кровинку и сказал: «Откуда ты такой взялся?» – «Да я из соседнего храма. Приходи». Не знаю, почему нам пока не хватает такой энергии.

Как сделать, чтобы человек не просто ходил в церковь, а считал себя самой Церковью?

Церковь – земное место

Как сделать, чтобы человек не просто ходил в церковь, а считал себя самой Церковью?