Что такое мнительность?Мнительность – то, что преследует, к сожалению, многих людей, особенно на этапе воцерковления, а некоторых, к сожалению, уже и в церковной жизни, – отвечает преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Андроник (Пантак). – Мнительность – от слова «мнение», то есть когда человек следует своему мнению о вере и начинает из-за этого страдать. Какая бывает мнительность? Бывает, человек пришел в храм, воцерковился и сделал себе какое-то представление о православии, удобное для него. А потом жизнь начинает вносить свои коррективы. Потом оказывается, что и батюшки говорят не так, и  это не так, и тут как-то все не совсем так, как я изначально себе представлял. У человека начинают развиваться разные синдромы.

Мнительность бывает очень разная. Одна из самых распространенных мнительностей – это когда человек начинает чрезмерно уделять внимание всем своим нехорошим душевным состояниям, начинает подробно пытаться расписывать это на исповеди, пытаться анализировать, из какой страсти у него выросла другая, вообще никакого представления об этом не имея. Начинает копаться в себе. Это болезненное самокопание, которое никому пользы не приносит, часто сопровождается  мнительностью. Я считаю, что я должен жить как какой-нибудь великий святой, который свои помыслы отслеживал, а у меня еще духовный уровень вообще даже близко к этому не подошел. Здесь надо позволить себе, во-первых, быть таким, какой ты есть.

Мнительность во многом происходит из-за некой гордыни. Потому что это мнение о себе. Человек считает себя способным на что-то великое (но подспудно, несознательно) и не позволяет себе просто остановиться и принять себя со своими немощами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень важную вещь говорит, которая на меня в свое время произвела очень серьезное впечатление. Христианин должен смириться в первую очередь со своей немощью. Как это – смириться со своей немощью? В смысле? У нас почему-то есть неправильное представление, что смириться – это ничего не делать. Нет, смириться – это уметь принять все как есть. Да, у меня есть то-то и то-то. Здесь я злюсь, здесь раздражаюсь, здесь осуждаю. Сначала надо остановиться и честно себе сказать: да, это все есть. Теперь вопрос, что с этим можно сделать. Вот с этим можно что-то сделать, с этим пока ничего нельзя, можно только на исповедь ходить, потому что я не знаю, что можно сделать с этим. Посмотреть так и перестать с себя требовать больше, чем можешь.

То же самое и в аскетической жизни. Человек понимает, что не может поститься так, как принято в церковной жизни. Ну смирись ты с этим, подойди к батюшке и объясни. Нечего каждую исповедь приходить и в полуистеричном тоне рассказывать про кружку кефира, которую в очередной раз выпил. Не можешь ты без кефира – честно себе в этом признайся, подойди к батюшке и поговори с ним об этом. Если батюшка увидит, что ты не можешь без кефира, он скажет: ну и пей ты этот кефир, потому что не твоя мера еще.

То есть такая мнительность – это в первую очередь мнение о себе, конечно. Но это мнение о себе вырастает не в самолюбование зачастую, а именно в самокопание. Это какое-то неправильное слушание своей совести. Знаете, как апостол Петр пишет: есть люди сожженной совести, которых совесть уже настолько по всякому поводу, правильному и неправильному, обличала, что уже выгорела у них. Это состояние мнительности приводит к тому, что человек начинает переживать по поводу того, о чем переживать не надо.

Встает вопрос: как от этого состояния мнительности уйти? Я же тоже не могу трезво себе сказать, что я немнителен в каких-то вопросах.

Что такое мнительность?

Сила таинства Крещения. | Рассказ

Что такое мнительность?

Что такое мнительность?