О важном слове «нельзя» | Воспитание детей

Очень важно правильные отношения закладывать с самого младенчества, – говорит протоиерей Александр Ильяшенко. –   Ребеночек еще не умеет говорить, а уже должен знать слово «нельзя». Оно должно быть таким же равноправным словом семейного лексикона, как, например, слово «можно». Ведь вы же не скажете своему ребенку: «Да можно, можно! Сколько раз тебе повторять – можно!» А вот «нельзя» так почему-то говорится. Оно должно быть таким же: «Нет, мой хороший, нельзя. Ну вот нельзя, мой хороший; нельзя – и все». Мягко и с любовью. И все спокойны, и ребеночек тоже. Он махонький, но он прекрасно понимает; детки необыкновенно смышленые.

И он начинает прекрасно понимать, что есть слово «нельзя». Что когда ему говорят «нельзя», его точно так же любят, как тогда, когда говорят «можно». Ну, просто он просит чего-то того, чего действительно нельзя. Он еще маленький, не понимает, но раз к нему относятся с любовью, значит, он своим родителям доверяет. Он понимает: несколько раз сказал – и все хорошо. Если это закладывается с самых ранних месяцев его жизни, когда он еще ходить не умеет, а тем более даже говорить не умеет, если он это понимает (он же растет, это эволюционное развитие), то в нем закладывается очень здравая система ограничений; он понимает, что есть вещи, которые делать нельзя. Подрастет – поймет, а пока он с доверием к родителям воспринимает: это нельзя. Не нужно на ребенка сердиться, голос на него повышать. Писание говорит: «Гневайтесь и не согрешайте». «Гневайтесь» – это предписание. А наш великий педагог Макаренко эту мысль выразил замечательно: «Воспитатель должен уметь изображать гнев». А я эту мысль для себя сформулировал так: надо «рассердиться» за полминуты до того, как ты рассердился. Пока ты себя контролируешь, можешь говорить все, что хочешь. На тебя не обидятся. Вот когда говоришь с раздражением, тогда это очень обидно.

О важном слове «нельзя» | Воспитание детей

Если ребенок все-таки не реагирует на слово «нельзя», не слушается, упорствует – это значит, что родителей надо в угол поставить: они что-то пропустили. Это значит, что бедные родители воспитывали своих детишек исходя из некоторых представлений, но они не реалистические, а идеалистические. Реализм – это не то, что можно попробовать, а то, что соответствует правде жизни. Значит, надо всем перестраиваться, и родителям в первую очередь. Действительно, ребенок должен понимать, что есть вещи, которые делать нельзя. Но родителям надо больше прикладывать усилий, чтобы объяснить, почему это нельзя. Всегда надо мотивировать: не потому, что у меня плохое настроение, а потому, что это действительно нельзя. Или: «Пап, купи чего-нибудь». – «Ну, денег нет, не могу я купить». – «А вот я хочу». – «Ну что ж, хотеть не запретишь, что я могу поделать?» Если вот как-то по-хорошему, не теряя чувства юмора, то и вопросы будут разрешаться.

О важном слове «нельзя» | Воспитание детей

Любишь или балуешь?

О важном слове «нельзя» | Воспитание детей