Кто определяет - в Церкви человек или не в Церкви?

Кто определяет – в Церкви человек или не в Церкви? Как это влияет на спасение самого человека? И третий вопрос: разбойник, распятый справа от Христа, был церковный человек или нет?

Я даже больше скажу: он не был крещен в том смысле, как мы понимаем это сейчас, – отвечает священник Александр Асонов. – Мы не знаем всю его историю; возможно, он крестился в водах Иордани от Иоанна Крестителя (никто этого не знает), история умалчивает. Мы говорим про одно таинство, – таинство Крещения, а на самом деле у нас, православных христиан, совершаются два таинства: таинство Иоанна во оставление грехов – омовение водой; и таинство Миропомазания, которое предполагает именно молитву о сошествии Святого Духа и крещении Духом Святым: «Приими печать Духа Святаго». И это уже предполагает Крещение Христово. Это отдельное интересное событие в жизни христианина.

Давайте пойдем по порядку. Первый вопрос: кто определяет, что такое церковность? Есть определенные общие шаблоны, они существуют, уже никуда мы от них уйти не можем. В соответствии с этими понятиями церковный человек – это человек, который так или иначе участвует в жизни и деятельности Церкви (то есть в службах, таинствах) через определенную общину или множество общин (в зависимости от его жизненных обстоятельств) и таким образом становится соучастником того действа, когда преподается благодать через таинства. Но нет отдельно взятого церковного органа, который мог бы определять, церковный этот человек или нет.

Даже в вопросах канонизации Церковь скорее всего уже констатирует факт особого почитания среди верных чад Христовых той или иной личности и потом уже, используя определенные догматические инструменты, пытается понять, насколько тот или иной человек действительно достиг святости среди верных. Нет какого-то определенного подразделения, отдела по делам веры и так далее, которые бы занимались вопросами определения подлинной духовности и церковности человека.

Это как в семинарии, когда я учился; у нас шутили: на вопрос определить свою духовность возникает следующий вопрос – а кто нам вообще такой прибор выдал, который мог бы показывать степень духовности человека? То есть я поднесу приборчик, а он покажет, насколько человек церковный… Такого нет. А вот определить, христианин вы или нет, можно так: есть ли плоды Духа Святого? А плоды Святого Духа – это дела милосердия. Они имеют разные проявления.

А про разбойника… Да, есть факт, что он первым вошел в рай, хотя он вообще еще не знал той Церкви, которая возникнет в будущем во всех ее проявлениях: культурологических, этнических, национальных. Церковь имеет очень большое количество оттенков в том или ином обществе, государстве, этносе. То есть в Японии на иконах Спаситель похож на японца, в Африке – на представителя африканской культуры и так далее.

Как распознать грех лицемерия?

Как распознать грех лицемерия?