О том, зачем нужны запреты

Добрый день, дорогие братья и сестры! Церковь ассоциируется у человека не церковного с суммой запретов. Настолько ассоциируется, что считается: «Что вообще туда ходить? Это только запретами набираться. Это нельзя, это нельзя, это нельзя. А что вообще можно?»

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе обратился к российской общественности с просьбой не воспринимать Церковь, как систему запретов и не искать в заявлениях священнослужителей угрозу чему-либо.

Поводом для такого обращения стали высказывания православных священников о преждевременности включения в школьную программу по литературе некоторых классических произведений. «Церковь обязана давать нравственную оценку культурным явлениям, но кроме силы слова у нее не и не может быть никаких средств защиты своей позиции», – сказал представитель Русской Православной Церкви.

По мнению Кипшидзе задача Церкви – не создавать запреты, а помочь людям сделать выбор, который позволит правильно пользоваться своей свободой и жить в соответствии с человеческим достоинством.

Он сказал это по поводу такого небольшого, из пальца высосанного скандала по части запрета некоторых произведений литературы, – поясняет протоиерей Андрей Ткачев. – Известный протоиерей Артемий Владимиров высказал осторожно мысль о том, что «Темные аллеи» в 6-м классе читать не надо. Совершенно прав. И «Лолиту» в 10-м классе тоже читать не надо. Если уж там вы хотите читать Кафку, то читайте его, когда у вас окрепли мозги, а не в 8-м классе, и не      в  9-м. И Зюскинда «Парфюмер» тоже читать не стоит в средней школе. Это совершенно правильно. Это все равно, что поднимать штангу человеку с неокрепшим позвоночником. Вы поломаете человека.

Тут поднялось, понимаешь. Ох, поднялось: «Чехова нельзя, Бунина нельзя, да как вы смеете. Обскуранты, новое средневековье», и так далее и тому подобное.

Ну, эту песню мы слыхали. Этих человеколюбцев мы знаем в лицо и знаем их по фамилиям. Тут ничего удивительного. Что у них творится в голове – это отдельный вопрос. Это люди, сознательно создающие скандал там, где скандала нет.

Но вот что мне хочется сказать, дорогие друзья. Система запретов и разрешений – это базовое понятие для существования цивилизации. Доказываю на пальцах. Дорожное движение. Зебра. Притормози. Запрет? Запрет. Сбрось скорость перед зеброй. Красный свет – стоп. Не едь дальше. Запрет? Запрет. Выпил? За руль не садись. Запрет? Конечно, запрет. И так далее и тому подобное. Все дорожное движение – система запретов. Для чего? Для жизни участников дорожного движения.

Начинаете нарушать запреты на каждом шагу, и количество трупов и искалеченных будет расти в геометрической прогрессии. Согласны?

А все остальное разве нет? Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Запрет? Запрет. Не бросай бычок мимо урны. Поздоровайся с человеком. Уступи место старшему. Не смейся над калекой. Увидел, что в тебе кто-то нуждается, помоги человеку. Не смей, допустим, открывать рот на родителей. «Злословящий отца или мать смертью умрет». Это запрет? Запрет. Причем очень строгий.

То есть, вся цивилизационная жизнь – это сложнейшая система запретов и благословений. Если человек не отличает разрешенного от запрещенного, то это не человек. Человек обязан отличать небесное от земного, святое от грешного, праздничное от будничного и разрешенное от запрещенного. Если он этого не различает, то он не человек. Он человекообразное существо, некий гуманоид, антропоморфное какое-нибудь явление, которое можно поставить в витрину вместо манекена и повесить на него дамскую сумочку. Больше он ни на что не годен. В остальном он опасен.

Только разбирающийся в том, что можно и что нельзя, и совершающий сознательный выбор в сторону добра, а не зла, человек называется человеком. И это все достигается через сложную систему запретов и поощрений, благословений и проклятий. Иначе культуры нет.

Так что ж вы наехали на Церковь Святую, что она запрещает то-то и то-то. Да, запрещает. Церковь запрещает поднимать 16-килограммовую гирю человеку, который учится во втором классе. Потому что он поломает себе всю костную систему. Да, Церковь запрещает, имеет право запрещать читать «Темные аллеи» в 6-м классе средней школы. Запрещает, потому что это развратительная литература. Даже для взрослого она не всегда полезна. При всем уважении и низком поклоне к господину Бунину. Лично к нему на могилу ездил для того, чтобы там слезу уронить на Сент-Женевьев-де-Буа. Но совершенно не правы чиновники от образования, которые суют взрослую книгу в руки мальчишки или девчонки, у которых и так-то прыщи уже появились и половая тема их интересует. Куда же вы их еще в печку суете?

И таких вещей в жизни очень много. За что вы на Церковь наехали? «Вы, идите сюда» – хочется сказать. На разговор серьезный. Церковь имеет право благословлять и проклинать. Многая лета, вечная память и анафема – это слова, которые уместны в церковном лексиконе.

Так что вопрос к запретам стоит пересмотреть. Если вы ничего не запрещаете детям своим, мне вас очень жалко. Ваша пенсия будет печальна. Если вы себе ничего не запрещаете, мне вас еще более жалко, потому что ад уже раскрыл свою пасть для того, чтобы вас дождаться. Подумайте об этом. Запреты очень важная вещь в жизни и человека, и семьи, и общества.

Если вы не согласны, я вас, конечно, не смогу переубедить, – заключает о. Андрей. – Но мне вас тоже жалко. Потому что вы не понимаете очевидного.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Воспитание детей — запреты.

Ликую без причины