Заступница рода христианского

С Праздником Покрова Преблагословенной Владычицы Богородицы!

Сегодня в Праздник Покрова Божьей Матери хотим поделиться с Вами замечательной проповедью митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), посвященного этому празднику.

Как горячо любит русский верующий православный народ праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В основу его положено событие, произошедшее в 910 году во Влахернском храме Константинополя: Богородица явилась за всенощной на воздухе, окруженная святыми и Ангелами, молясь за народ, с простертым на руках омофором (покровом).

Сегодня мы поем: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: «Покрый нас честным Своим омофором».

В день этого радостного торжественного праздника я особенно горячо желаю вам благодатного, неистощимого, теплого Материнского Покрова нашей Небесной Матери во все дни вашей жизни над вами, над вашими семьями, над вашими трудами.

Что это за Покров Пресвятой Богородицы над нами?

Заступница рода христианского | Проповедь

Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это – ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной.

Покров – это молитва Её о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву делает достигающей Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы поднимает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых.

Покров – это любовь Её к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы. Та её любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение по пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти.

Над кем простерт этот Покров Богородицы?

Мы знаем из слова Божия, что Церковь Христова – это Тело Христово, что Господь Иисус Христос – Глава этого Тела, Глава Им учрежденной Святой Церкви. И Покров Божьей Матери, простертый над Церковью Христовой, как Телом Господа Иисуса Христа, раскрыт и над каждым членом таинственного Тела – каждым сыном и дочерью Святой Христовой Церкви.

Господь Иисус Христос перед Своей смертью обещал ученикам, а через них всем нам, не оставить нас одинокими (Мф. 28,20). И Пресвятая Богородица та же обещала быть всегда с нами во все дни. Она это свое обещание выполняет.

Если мы живем в ограде Святой Церкви Христовой; если мы питаемся её Таинствами; если мы заботимся и болезнуем сердцам о своём вечном спасении; если мы боимся своей вечной погибели; если мы очищаем свою душу слезным покаянием и всегда помним о том, что мы здесь, на земле, только гости и уйдем на свою вечную землю, на свою Небесную Родину, – Преблагословенная Матерь всегда с нами. И Её Материнский Покров всегда охраняет каждого сына и дочь Святой Церкви Христовой.

Покров Пресвятой Богородицы. На небе

Ведь Сам Господь (Евр. 2,11) не стыдится называть нас  Своими братьями, постыдится ли назвать нас Своими чадами Его Матерь? И в чем проявляется Покров Пресвятой Богородицы? Во всем, чем мы живем. Мы видим его в нашем благополучии, в нашем здоровье, в наших успехах – во всем, что нас радует и веселит в нашей земной жизни.

Покров Божьей Матери проявляется и в тех скорбях, болезнях и испытаниях, какие Господу, Ее Божественному Сыну, угодно возлагать на нас для нашего вечного спасения и которыми Господь ведет нас за Собой.

Этот Покров можно видеть и в пробуждении нашей грешной совести, в том голосе, который мы, грешники, слышим в себе самих, воздействием которого с ослепленных страстями духовных очей спадает пелена, и мы сознаем свои грехопадения.

Он имеет внешние знамения в многочисленных чудесах, какие по вере приходящих к Её святым иконам совершаются над верующими, призывающими Её святое имя и просящими у Неё, нашей Небесной Матери, помощи, отрады, утешения.

Пресвятая Богородица всегда с тем и Покров Её всегда простерт над тем, кто верен Её Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия во плоти.

Она, по слову святого Иоанна Златоуста, – первая Приемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милостей у Нее в своих нуждах и обстояниях.

И если не все мы и не всегда видим эти милости Божией Матери, не все и не всегда ощущаем этот простертый над нами Покров забот, любви, милости, милосердия, то это  только потому, что у нас слепнет духовное зрение. Если мы не слышим Её голоса, которым Она утешает нас или зовет нас быть верными Её Божественному Сыну, то это потому, что у нас повреждается наш духовный слух.

С нами происходит то же, что бывает с телесным слепцом, который не видит ни яркого солнца, ни человеческого лица и с телесным глухим, который не слышит Божественных песнопений за нашим богослужением.

Духовные наши очи – это наша вера. Если вера в нас крепкая, непоколебимая, горячая, идущая из глубины сердца, она видит и не может не видеть того, что всем миром, народами и каждым из нас управляют Премудрость Божия и Его благость, не может не видеть того, как перст Божий ведет каждого из нас разными путями в наше вечное Небесное жилище.

Чем крепче вера у человека, тем больше он видит те благодеяние, какие посылает нам Господь и какие подает нам Богородица. Если этой живой, горячей веры в сердце нет, тогда все в жизни кажется случайным.

Такое сердце не видит руки Божией, руки Божией Матери, простертых к нам с целью нас поддержать и подкрепить, ибо ничего в жизни человека: ни радостного, ни скорбного – не совершается без воли Божией.

А духовным слухом является наша совесть. Если на нашей совести есть несиповеданные, нераскаянные, неоплаканные, неискупленные грехи и совесть загрязнена нашей страстной, греховной жизнью, тогда притупляется наш духовный слух. И мы не слышим голоса Божией Матери, голоса Духа Божия, которым Небо будит нас от греховного сна и зовет к покаянию и вечному спасению.

И если христианин не живет молитвой, и его сердце перестает дышать верой, и он не ищет общения с Господом в храме Божием, и не питается словом Божиим, и не живет мыслью о своей смерти, о своем спасении или о своей погибели, и спит его совесть – он мертв духовно. И это к нему обращено слово Божие: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3,1).

Человек может быть только «будто живым» со своей оскверненной грехами совестью, потухшей верой. Он живет, ходит, ест, пьет, спит, исполняет работу, но духом своим – если он не живет жизнью духа, жизнью, ведущей в Царство Вечности, – он может быть мертв.

Он мертв умом, если ни сказание о Страшном Суде, о блаженстве праведников и верных рабов Божиих, ни повествование о муках Христовых не трогают его сердце. Он мертв сердцем, если до этого сердца не доходит голос Божий, и он не ощущает в себе потребности прийти ко Господу и просить у Него помощи и благословений.

Если человек так мертвеет, перестает жить молитвой, благодатью Святых Таинств, дышать небесным воздухом храма, может ли Покров Божией Матери оставаться простертым над духовным мертвецом?

Вот о чем напоминает нам сегодня праздник в честь Покрова Богородицы. Он ещё и ещё раз говорит нам том, что у каждого из нас на пути к вечному спасению есть Великая Путеводительница, Споручница грешников, Взыскание погибающих, с простертым над нами Покровом, и о том, что мы можем сами лишить себя этого Покрова.

Наша Небесная Матерь ждет от нас того, что мы, рожденные духовно в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, приобщающиеся Святых Таин Христовых, останемся верными сынами Церкви, достойными детьми Её Божественного Сына.

И Она обещает Свой Материнский Покров всем ищущим того светлого, вечного Небесного Царства, где Она предстоит престолу Божию, где этот Престол окружен тысячами Небесных Воинств, куда вошли все угодники, все благочестивые рабы Божии, верные Господу.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона в храме

Как же нам нужно, мои дорогие, хранить и беречь как зеницу ока нашу святую веру, которую Господь вложил в бессмертную душу каждого из нас, эти духовные очи наши, созерцающие вечность!

Слово Божие, которое проповедовал Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни, и записанное в Божественном Евангелии, для каждого из нас должно быть зеркалом, отражающим в себе правильный путь земной жизни и путь неверный, ведущий нераскаянного грешника к вечной погибели. Нам надо беречь свою совесть, этот наш духовный слух, очищать от той грязи, какой она показывается в наших грехопадениях.

Святой Андрей Критский, составивший Великий покаянный канон, который вы слышите в дни Великого поста, говорит, что нет ничего в мире нужнее чистой совести. С совестью, очищенной благодатью Божией и нашими слезами, мы встречаем все наши жизненные скорби и испытания в терпении с доверием к Божественному Промыслу, который ведет нас через эти испытания в вечную Небесную страну.

С чистой совестью истинный раб Божий встречает и смерть с миром в душе, взирая на нее, приступающего к его изголовью, как на переход из земной жизни в жизнь вечную, где верный сын своего Небесного Отца насладится вечным общением с Господом.

Надо сердце смягчать и питать добрыми делами, делами любви, чтобы соделывать его храмом живущего в нас Духа Божия, обителью Господа, Который есть Любовь (1Ин.4,8).

Может ли ждать прощения у Господа тот, кто сам не прощает своим обидчикам? Может ли носить мир в своем сердце тот, кто не примирился со своим братом? Может ли радоваться духовной радостью о Господе тот, кто не порадовал в своей земной жизни скорбящего, не утешил плачущего, кто не сделал или слишком мало сделал за свою земную жизнь добрых дел, которые идут впереди нас на нашу Вечную Родину?

Наши добрые дела будут встречать нас там, когда бессмертный дух, разлучившись с телом, будет проходить по мытарствам в течение сорока дней после смерти и когда будет получать у Господа Бога – Всеправедного Судии приговор, которым мы оправдаемся или осудимся.

Мы и просим Божью Матерь во многочисленных наших молитвах и воздыханиях, с которыми обращаемся к ней, чтобы Она помогала нам совершать этот путь к вечному спасению, вдыхала в наше сердце дух молитв и покаяния, поддерживала нас в дни уныния и озлобления, когда тяжелым бывает наш жизненный крест, возлагаемый на каждого Господом для нашего спасения, не лишала нас за грехи наши Своего Покрова. Мы Её просим и веруем в Ее Материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: «Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице».

И пусть так будет всегда: пусть наше верующее сердце всегда приносит к ногам Царицы Небесной все свои воздыхания, нужды, скорби, испытания и плач о грехах. И Она, как Радость скорбящих, как Раздятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, всё передаст Своему Божественному Сыну и в ответ на воздыхание верующей души прострет Свой Материнский Покров над тем, кто верует в Него и к Ней прибегает с верой и любовью.

Да покрывает нас, дорогие, Всемилостивая Матерь Своим неистощимым милосердием и в жизни земной, и на земле будущего века! Аминь.

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы. Стихи

Покров Пресвятой Богородицы