Молиться за усопших - дело нашего милосердия

В первую субботу перед святой памятью великомученика Димитрия Солунского, которая совершается 8 ноября, мы молитвенно поминаем всех русских воинов, убиенных на поле Куликовом.

В 2019 году этот день выпадает на 2 ноября, в 2020 году – на 7 ноября.

Много лет прошло, но каждый год мы мысленным взором возвращаемся туда. Этот день называется Дмитриевской родительской субботой.

Раньше в этот день молились о упокоении воинов, которые положили свои жизни ради победы в сражении с войском Золотой Орды. Со временем Дмитриевская суббота стала вселенской родительской субботой, когда поминают всех усопших с начала времен.

Люди, которые переселись из земных в небесные обители уже не могут покаяться в своих грехах, но их близкие и родственники могут просить у Господа милости для них.

Ежедневно Русская Православная молиться об усопших, христиане каждый день в своем утреннем правиле поминают близких людей. Наши дела милосердия, творимые за дорогих и любимых нам усопших людей, также помогают их душам. Но самой большой радостью и помощью душе в небесных обителях является наша земная христианская жизнь по правде Божией.

Предлагаем Вашему вниманию статью протоиерея Александра Ветелева о том, как мы можем помочь душам наших близких, любимых людей, покинувших земную жизнь.

Молиться за усопших - дело нашего милосердия

На чем основано поминовение усопших в Православной Церкви? Оно основано на глубокой вере в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мертвых, а все “живы суть”. Все Евангелие есть провозвестие грядущего воскресения для жизни вечной, нескончаемой. Своим воскресением Христос явил залог воскресения из мертвых всех людей. Он – начаток воскресения, первенец из мертвых (Кол. 1: 18). Он ответил саддукеям, не веровавшим в воскресение мертвых: Бог.. не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38). Поэтому верующие спокойно думают о смерти и спокойно готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную.

Для христиан страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, т. е. страшна смерть духовная. Еще во время своей земной жизни верующий человек страдает и скорбит, когда нарушает своими грехами внутреннюю духовную связь с людьми и с Богом. После же смерти суть страданий, по словам святителя Иоанна Златоуста, заключается в том, что “возобновляются (вспоминаются и переживаются) земные грехи и мучат душу” без возможности избавиться от этих мучений своими собственными силами, как это видно из притчи о богатом и Лазаре (см. Лк. 16: 19-31).

И вот тут-то и помогают душе молитвы Церкви и всех близких и любящих ее, а также дела милосердия, за нее творимые. Творя милостыню в память усопших, мы делаем это как бы от лица их и за них, как бы “доделываем” несделанное ими, “уплачиваем их долги”, оставленные нам для уплаты за них, вносим и свой кодрант (Мф. 5: 26) за них Милосердному Владыке. И эти наши дела милосердия за умерших “сами предстоят, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании усопших”.

Молиться за усопших - дело нашего милосердия

Старей Паисий Святогорец также добавляет, что наша внимательная, христианская жизнь по заповедям Божьим может стать настоящей радостью для наших усопших праотцов:

«Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живет с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, деды и прадеды, все наши предки страдают. «Посмотри-ка, как живет наш потомок!» — говорят они и расстраиваются. Однако если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении, и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.

Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим ветхим человеком, чтобы, став новым, он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим – будь они живые или усопшие».

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА. Стихотворение

Ликую без причины