С кем можно дружить?

Крепкая дружба, единодушие, взаимовыручка – это бесценное сокровище человеческих отношений.  Вообще в человеке заложены потребности в общении с Богом и в общении с людьми. И через стремление человека к Богу, люди становятся ближе друг к другу.

Одинокому человеку очень сложно преодолеть неминуемые житейские беды и скорби. Чувство покинутости тяжким грузом ложится на сердце человека в трудные минуты, и тогда скорбь легко одолевает человека. Другое дело, когда нас, как деревья в лесу, окружают друзья и близкие люди, готовые всегда помочь и прийти на помощь.

Но не всякий друг надежен и полезен. В псалмах мы читаем: «С преподобным преподобен будеши… и со строптивым развратишися». Почему мы так подвержены злу? Как сохранить свою душу от пагубного влияния? На эти вопросы мы находим ответы у святителя Димитрия Ростовского.

С кем можно дружить

Слово Божие говорит, что потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно все то время, пока был жив Адам, за что Священное Писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратит? Хорошо сказано в псалмах: «С преподобным преподобен будеши… и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26-27). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподобляет смоле; он говорит: «Касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет» (Сир. 13:1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха; всякий, кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым и пламень ее бывает трудно погасить, так и гнусные дела беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в Книге пророка Амоса: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» (Ам. 9:7). Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он ненавидит свет и не приходит к свету, да не обличатся дела его, «яко лукава суть» (Ин. 3: 20). И тому, кто водит дружбу с такими эфиопами, очерненными, как смолою, своими гнусными делами, нельзя не очерниться; ведь зло прилипчиво, оно легко пристает к человеку, который по самой природе своей больше склонен к злому, чем к доброму, как сказано в Писании: «помыитение сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). А как скоро человек, подружившись с порочными людьми, начинает и сам развращаться, и подобно смоле возжигаться огнем греховным, то он уже начинает испускать и злосмрадный дым соблазна, злословия, бесстыдства; повсюду, точно дым по ветру, распространяется о нем худая молва, и все люди добрые сторонятся его… Когда же грех обратится для него в привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, как нелегко бывает загасить загоревшуюся смолу. Вот почему Бог повелевает: «выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом» (2 Кор. 6:17-18). А апостол Петр так умоляет: «спасайтеся от рода строптивого сего» (Деян. 2: 40); спасайтесь, говорит, как от неминуемой погибели, ибо поистине было бы чудом, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погиб совершенно. Мы удивляемся праведным мужам: Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконных народов. Хорошо сказал один из греческих мудрецов, когда его спросили, что в жизни достойно удивления… «Человек добрый между злыми», – отвечал он. Если встретишь, говорит, одного доброго человека среди множества людей развратных, то удивляйся ему, как бы чуду какому, потому что такие люди не часто встречаются, – не часто, ибо «вси уклонишася, вкупе непотребны быша», как говорит Псалмопевец, «несть творяй благое, несть до единого» (Пс. 52:4).

В большинстве случаев, попав под дурное влияние, мы впитываем пагубные страсти. Но есть такие крепкие духом люди, которые стараются жить под благодатью Божией, стяжаемой ими церковной жизнью и регулярным участием в церковных таинствах, что могут устоять всякого зла. Таким людям мы удивляемся, по слову греческого мудреца, и стараемся брать с них пример праведной жизни по законам Божьим.

31 июля в истории. Венчание Лжедмитрия на царство

Дружба мужа и жены

Об истинной дружбе

Ликую без причины