Поздравляем Вас, дорогие братия и сестры, с воскресным днем!
Почему Церковь так почитает этот день, что призывает верующих оставить все свои дела и заботы и поспешить в храм Божий?!
Потому что в этот день мы вновь и вновь приобщаемся к Божией любви. «…Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». (Рим. V, 8-10). И поэтому каждый воскресный день мы вспоминаем любовь Божью, которая была явлена людям через крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа и Его славное Воскресение ради искупления людских грехов и преступлений.
Воскресенье также называется Церковью днем Господним, так как именно в этот первый день недели произошло воскресение Христово. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам подчеркивает силу значения воскресения Христова следующими словами: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Поэтому так велико почитание воскресного дня для христиан с первых веков христианства.
«Величайшее чудо – научиться любить», – пишет Архимандрит Андрей (Конанос). О том, как воплотить в своей жизни евангельскую весть о любви наша сегодняшняя статья.
Величайшее чудо в жизни – научиться любить. Научиться всему тому, о чем ты слышишь в Евангелии, всему тому, что нам преподал Господь, всему тому, что мы видим в жизни святых, подвижников, – научиться этому, опытно пережить и сделать своим достоянием. Знать не только теоретически, но хотя бы немногое применить на деле, по-настоящему, а не умозрительно, не в фантазиях и мечтаниях. Вот это есть великое чудо!
Люди часто считают, что чудо – это когда икона обретает способность двигаться, плакать, кровоточить. Да, и это, разумеется, чудо. Но еще больше поражает (и этому веселятся небеса и радуется Бог, взирая на Свое творение!) согласованность нашей жизни с жизнью Бога. Когда Его жизнь становится нашей жизнью, когда то, что мы говорим, – это не просто слова – слова и теории, – но дела. Тогда мы получаем подлинную радость. Тогда мы можем сказать, что постепенно становимся христианами. Тогда мы можем сказать, что мы и в самом деле люди Божии, что Бог вошел в наши сердца.
Вот что было бы величайшим чудом: чтобы мы жили по заповедям Христа и не тратили свое время на брюзжание, ссоры, ненависть, злобу и что бы то ни было подобное, на все то, что отягощает нашу Душу вещами, для жизни совершенно неважными, второстепенными…
Протоиерей Алексий Уминский, рассуждая о причинах человеческого неумения любить ближнего, находит основные из них в самой искаженной природе человека. Когда Адам в райском саду вместо того чтобы отвергнуть искушение во имя любви к Богу, во имя послушания, захотел сам сделаться равным Богу, то гордость, самолюбие восторжествовали над любовью в человеке.
Форм искажения нашей внутренней природы очень много, и они прежде всего, связаны с тем, что мы направлены только на самих себя. Внимание к самому себе делает нас и слепыми, и глухими, и немыми, и расслабленными. Встречая в Евангелии примеры исцеления, мы понимаем, какие формы человеческого искажения Господь исцеляет через эти внешние образы, но это искажение мы умудряемся не только не видеть, но даже превращать в норму в реальной жизни. Искажение мы принимаем за истинность, следовательно, нам не надо меняться, не о чем Бога просить и некуда идти. И это самое страшное что может быть, потому что Господь приходит исцелить всякую немощь и болезнь, а мы за исцелением к нему не обращаемся.
Мы чувствуем собственную боль и об этом просим. Но не чувствуем, когда болит у другого, и не просим у Бога об избавлении от этого нечувствия. Мы не просим, чтобы боль чужого человека в нас отзывалась, как наша собственная. Мы даже стараемся отстраниться… Это и есть глухота, слепота и немота: мы боимся оживить нашу бесчувственную жизнь.
Но часто жизнь в нас оживает, и у человека, который был слеп, глух и нем, это происходит через боль. Мы этой боли боимся, но она есть признак жизни, а безболезненность есть признак смерти. Когда слепец вдруг начинает видеть, свет непривычен для его глаз и вызывает боль, но нам не надо этой боли бояться: мы были мертвыми и вдруг начали понемногу оживать. Нас вдруг коснулись чужая боль, чужое горе, чужая жизнь, и мы это почувствовали, а это значит, что Господь нас в чем-то исцелил. Он нас исцеляет через прикосновение друг к другу, он нас исцеляет через несение наших скорбей и болезней, через несение нашего креста. И если мы это принимаем, если мы с этим смиряемся, если мы в этом видим Его божественное присутствие, Его смотрение о каждом из нас, то тогда мы, подобно евангельскому слепцу, становится настоящими чадами Божьими.
Читая Евангелие, мы неоднократно становимся свидетелями любви Божией, которую являл людям Спаситель во время своей земной жизни. Это и воскрешение сына наинской вдовы, о котором евангелист нам сообщает: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!…». Это и насыщение 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами. И множество других чудес и исцелений, которые свидетельствуют о безграничной любви Бога к нам.
Как Господь всегда был соучастен в бедах и болезнях встречающихся на Его пути людей, так и мы должны учиться чувствовать чужую боль, искренне сострадать и помогать. Ведь почувствовать чужую боль значит исцелиться.
Считается ли работа в воскресный день – грехом?