Об исцелении скорченной женщины в субботу

С Праздником воскресного дня, дорогие братия и сестры!

Опорой религиозной жизни человека являются правила Святой Церкви, которые выражаются в первую очередь в заповедях Божьих, в догматах Церкви и мудрых наставления и поучениях святых отцов. На первый взгляд кажется, что ответы на все вопросы духовной жизни можно найти в этих правилах. Но не все так просто. О том, как расставить приоритеты, как правильно принимать и применять эти правила в жизни мы узнаем в сегодняшнем евангельском чтении об исцелении скорченной женщины, которое Господь сотворил в субботу.

Прочитаем отрывок из Евангелия от Луки (Глава 13, стихи 10-17):

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. (Лук.13:10-17)

Об исцелении скорченной женщины в субботу

Святитель Дмитрий Ростовский распространяет образ скорченной женщины на всех нас, ведь практически каждый человек своими грехами и пороками скорчил, скривил свою душу. И только через искреннее покаяние и обращение к Богу с мольбой об исцелении наша душа выпрямляется и наполняется Божьим Светом: «Греховная привычка – это тяжкая неволя, мрачная темница с цепями и оковами; и как нелегко кому-либо из тяжкой неволи, из темницы, из оков выбраться и убежать на волю, так и грешнику трудно выпутаться из греховных привычек. Таково значение нынешних евангельских слов о женщине скорченной: «она не могла выпрямиться» (Лк. 13:11). Если бы когда-либо такой грешник вдруг искренно обратился к покаянию, более не возвращаясь к прежним своим грехам, то поистине он был бы достоин и у Бога похвалы, какой удостоены и самые великие святые.

Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13:12). Тут для нас урок: если мы хотим, чтобы на нас милостиво взглянул Господь и исцелил нашу душевную скорченность, мы сами должны приходить пред Его очи и стоять, чтобы Он нас видел. В противном случае, как над нами умилосердится, не видя нашего несчастья?

Как же с Ним сблизиться? Как стать пред человеколюбными очами Господа? Покаянным сердцем, умиленным духом и умом богомысленным, то есть мы должны иметь Его всегда пред умными нашими очами, а себя представлять пред всевидящим и человеколюбивым Его оком, говоря себе: «Пред Богом стою, очи Божии на меня смотрят; нельзя, непристойно мне пред всегда взирающими на меня очами Божиими сделать что-либо злое, или сказать что-либо греховное, или помыслить что-либо недоброе». А кто так себя в уме ставит пред Богом, тот, несомненно, приближается к Нему, и непременно призрит на него Господь милосердными и человеколюбивыми очами, призрит милостиво, как воззрел Он и на нынешнюю, упоминаемую в Евангелии, жену. Призрит и призовет к Себе, «призовет в оправдание и святыню», исцелив душевную немощь».

Об исцелении скорченной женщины в субботу

Протоиерей Павел Великанов так комментирует евангельское чтение сегодняшней литургии.

Нередко люди, которые толком не читали Евангелие, а лишь только краем уха где-то что-то слышали о Христе, воспринимают Его, как человека слабого.

И то Евангельское повествование, которое мы только что слышали, свидетельствует о противоположном. Мы видим, что Христос совершает исцеление тяжелоболящей скорченной женщины прямо на глазах у тех, от кого естественно ожидает осуждения. Ведь исцеление происходит в субботу. Тем самым Христос сознательно нарушает, казалось бы, одно из самых важных для Ветхого Завета заповедей о соблюдении субботы.

Книжники и фарисеи обращаются к людям с, казалось бы, странными словами «есть шесть дней в неделю, в эти дни и приходите получать исцеление, но только не в субботу, чтобы не нарушать субботний покой».

В ответ на эти слова они услышали потрясающие по своей жесткости и искренности слова Христа Спасителя. Называя книжников лицемерами, Он говорит «разве каждый из вас не отвязывает в субботний день своего вола или осла и не ведет его, чтобы напоить? Разве не так же следовало поступить с этой несчастной женщиной, которая 18 лет была скована дьяволом?».

Сегодняшнее Евангельское повествование расставляет акценты над приоритетами в религиозной жизни. С точки зрения иудея первичным было соблюдение закона. И, если на пути этого соблюдения находился человек, живой человек, со своими грехами, слабостями, немощами, со своими болезнями, скорбями, через него можно и должно было переступить.

Сегодня нам Спаситель показывает, что в религиозной жизни не может быть никаких постановлений, требований, указаний, которые были бы абсолютной ценностью, когда мы должны переступить через них, помогая нуждающемуся человека. И каждый раз, когда мы становимся перед выбором: помочь человеку, оказать внимание и любовь человеку, либо соблюсти свой внутренний религиозный кодекс, мы должны вспоминать сегодняшний рассказ и то, каким был ответ Христа на эту проблему.

Сегодняшнее евангельское чтение на литургии раскрывает нам важнейшую грань христианской религии, которая делает её живой и настоящей. Митрополит Антоний Сурожский раскрывает это в следующих словах: «Христианство – это не просто добрые дела, милые улыбки, знание обрядов, постное масло и ровное хорошее настроение души. Православие – это «голод по Богу». Это напоминание о том, что невозможно идти к Богу, перешагнув через человека.

Мы почитаем иконы. Как относится к памятникам святых?

Беседы с батюшкой. Болезни и исцеление

Как распознать грех лицемерия?