В этот день 14 декабря 1893 года в Москве на Красной площади торжественно открыты Верхние торговые ряды (сегодня ГУМ).
14 декабря 1917 года вышел декрет о национализации банков. Частные акционерные банки и банковские конторы объединялись.
14 декабря 1958 года советская экспедиция впервые достигла полюса недоступности в Антарктиде.
14 декабря 1964 года в Ленинграде произошло наводнение, вода поднялась на 214 см. выше ординара.
В этот день 14 декабря родились:
– Зинаида Волконская. Княгиня, русская писательница, композитор. Хозяйка литературного салона. Как ее назвал Пушкин: «Царица муз и красоты»;
– Физик Николай Басов. Нобелевский лауреат 1964 года;
– Николай Кузнецов. Русский художник-передвижник.
Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее с конца XIX века и до начала XX, сыграло большую роль в формировании русской живописной школы. Участниками товарищества стали художники, чьи картины впоследствии вошли буквально в школьные учебники. Илья Репин, Василий Суриков, Алексей Саврасов. Среди них было и имя Николая Кузнецова, немного забытого сегодня художника, чьи картины в свое время пользовались не меньшим спросом у меценатов и посетителей выставок.
Кузнецов, без сомнения, обладал художественными наклонностями, проявившимися уже с ранних лет. Первой тягу сына к творчеству заметила его мать. Она отвезла Колю в Одессу, где он был принят в ученики к одному из лучших педагогов Одесской рисовальной школы. Впрочем, сам Кузнецов поначалу сомневался в правильности выбранного направления, и чуть было не посвятил себя военной службе. Передумав в последний момент, он выбрал творчество и окончил Академию художеств с тремя серебряными медалями. Учился же у самого Павла Чистякова, взрастившего целую плеяду передвижников.
«Не подумавши ничего не начинать, а начавши не торопиться. Не начертавши движения и общих пропорций, не начинать вырисовывать. Не нарисовавши, не начинать писать, и не составивши приблизительно колера, не писать, а написавши, чаще вставать и сравнивать с оригиналом», – так советовал педагог своим ученикам.
Кузнецов старательно внимал всем советам мэтра. На девятой выставке передвижников, состоявшейся в 1881 году, его работы моментально привлекли к себе внимание любителей живописи. «Пастушок», «Французская деревня», «После обеда» – картины с оттенком парижского шарма несли в своих сюжетах особое очарование. Одно из полотен под названием «Спящая девочка» приобрел в свою личную коллекцию император Александр III. Не менее интересной стала серия портретов, заказанная коллекционером Павлом Третьяковым и посвященная известным персонам – Федору Шаляпину, Петру Чайковскому, художникам Ефиму Волкову и Ивану Похитонову.
Своим коллегам-передвижникам Кузнецов подыгрывал тем же, зачастую исполняя роль натурщика. С его внушительной фигуры художник Иван Васнецов списал одного из богатырей. И не единожды его задействовал друг Илья Репин. То Кузнецов позировал в качестве Остапа – казака с перевязанной головой с известного шедевра «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», то являлся прототипом палача на полотне «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных».
Впрочем, в отличие от репинского передвижничества, кузнецовское творчество не было реально обличающим, а носило скорее романтично возвышенный характер. Одна из его работ под названием «Рыбаки» отдаленно напоминала сюжет картины Репина «Бурлаки на Волге». Но, конечно, более легкая и воздушная. Такая же, как и девушки, нежно взирающие с полотен Кузнецова. Будь-то «Джульетта», «Ключница» или «Барышня».
Судя по всему, Кузнецов четко следовал одному из правил устава сообщества передвижников – «развивать любовь к искусству в обществе».
А также совету своего учителя Чистякова, говорившего:
«Нельзя красоту произведения полагать только в том, что красиво положены, повернуты руки и ноги фигур и прочее… Нет, в искусстве если все стороны, сила наполнения отвечают идее, то прочее уже и красиво…»