16 января. Первый русский царь

В этот день 16 января 1712 года государь Петр I повелел учредить Военную инженерную школу.

В этот день 1973 года по спутнику Земли начал движение советский космический аппарат Луноход-2.

16 января 1547 года Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, был венчан на царство. Это был первый царь на русском престоле.

4 февраля 1498 года в Успенском соборе Кремля произошла пышная, торжественная и несколько удивительная церемония, которую нередко именуют «венчание на царство». При этом и «царства» официально пока еще не было, а только Великое Княжество Московское. И возложил венец на чело своего внука Дмитрия сам действующий правитель Иоанн III, прозванный Великим. И «Дмитрий Иванович Внук» так никогда и не сел на трон Рюриковичей. В конце концов, грозный дед заменил его на своего младшего сына. Однако это было в полной мере «проба сил». Москва готовилась стать центром царства. И для венчания был подготовлен специальный чин, а на голову «внука Дмитрия» впервые была возложена так называемая шапка Мономаха, которая на столетия станет главной регалией русских царей.

Вопрос титулов был в эту эпоху принципиальным и существенным. Ведь царями на Руси испокон веку именовали либо Византийских кесарей, либо ханов Орды. И для русского человека назвать кого-то «царем» часто означало признать тот факт, что выше его только Небо, власть его освящена Господом.

Потому такой трепет испытал Иван III, тот самый, что венчал своего внука, когда выступил против хана Ахмата, правителя Орды. Ведь шел он против своего «Царя». И как очевидно, помогло ему воззвание архиепископа Вассиана, в котором тот называл Ахмата «фараоном» и «поганым» царем. В это-то время и рождается формула «Москва – третий Рим», и начинается поиск великими князьями своего нового особенного места в мире.

Приемник Ивана III, его сын Василий, уже вовсю пробует на вкус новое слово «царь», но весьма аккуратно. Официальный его титул включал слова «государь» и «великий князь», но не больше. Лишь в переговорах с некоторыми небольшими странами, вроде Дании, возникают новые термины: «царь» и «император». И что интересно, в 1514 году глава Священной Римской империи Максимилиан I сам назвал своего восточного коллегу словом, которое в западной практике обозначало «кайзер», «император» или «царь». Правда, Максимилиан согласился так именовать Василия III по вполне земным причинам: ему нужен был союз с Москвой. Как только необходимость в этом пропала, он, что называется, забрал свои слова обратно. Было еще немало случаев, когда Василия III именовали подобным образом, при том в сообщениях современников мы находим похвалу его скромности, за то, что «смирениа ради царем себе не именова». Так и было до конца его земных дней, вроде бы и «царь», но не «царь». Великий князь Московский Василий III мог посадить на трон Казани своего ставленника, притом хан Казанский оставался в русских грамотах «царем» и был формально выше правителя Москвы. Таким положение дел долго оставаться, конечно, не могло.

16 января 1547 года святитель Макарий, митрополит Московский, возложил, наконец, на голову Иоанна Васильевича царский венец, шапку Мономаха, и тот, наконец, с полным правом назвал себя царем.

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным

«Слышате царие и разумейте, яко от Бога дана бысть держава вам и сила от Вышняго…», – такие слова процитировал в тот момент святитель Макарий.

А вслед за ним скажет историк Ключевский:

«Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия».

Что не удивительно, за Московским государем новый титул признали соседние страны вовсе не сразу. В 1554 году это сделала Англия, за что сразу получила богатые дары. Спустя только 14 лет после венчания, патриарх Константинопольский прислал подробную грамоту с признанием нового царя, как наследника византийских кесарей. Очень сопротивлялась перемене Польша, которая имела долгую историю войн с Москвой, и чей король теперь выходил статусом ниже соседа. Но все эти внешнеполитические перипетии не так важны для нашей истории, как то, что человек на московском троне впервые почувствовал себя в новом качестве, помазанником Божиим.

Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера