Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Иисуса Христа, Господа нашего!
Сегодня в рамках традиционной рубрики «Православный словарь» представляем вниманию наших дорогих читателей объяснение нередко встречающегося в церковных текстах слова – Агиасма.
Агиасма – Богоявленская вода, в переводе с греческого означает «великая Святыня». Состав и изначальное происхождение такой воды обыкновенен, но необыкновенны её свойства освящать и исцелять, которые приобретаются ею в результате совершения Великого освящения воды в Крещенский сочельник и в сам день Богоявления.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется Великим по особенной торжественности обряда. Великое водоосвящение совершается дважды: в самый день Богоявления, а также накануне, в Крещенский сочельник. Вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Поэтому если христианин набрал святую воду после освящения в Крещенский сочельник, то вовсе необязательно повторно набирать воду в сам день Крещения Господня.
Традиция двукратного освящения воды, по одному из мнений исследователей, исторически сложилась следующим образом. Обычай освящать воду на Крещенский сочельник связан с традицией ранних христиан крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Традиция же освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. В день праздника верующие во главе со священником шли на реку Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Постепенно эта традиция распространилась и на весь христианский мир.
В Русской Церкви постановление освящать воду дважды (в Сочельник и в сам день Крещения) был принят в 1667 году.
Крещенская и Богоявленская вода – это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения.
Во время Великого освящения воды священником произносят прощения и молитвы, в которых Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
«В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе» – пишет в своих духовных рассуждениях схиархимандрита Иоанна Маслова.
Будем же благодарить и славить Бога, который дарует нам обильные источники своей благодати!
Мир освещается Солнцем, а человек знанием! Да храни Вас Бог!
Освящение воды на Крещение Господне