18 января. Большой театр в Москве

В этот день 18 января 1654 года состоялась так называемая Переяславская рада. На ней казаки под предводительством Богдана Хмельницкого приняли решение о присоединении к Русскому царству.

18 января 1759 года Александру Сумарокову было дозволено печатать первый частный журнал «Трудолюбивая пчела».

18 января 1825 года в Москве состоялось открытие Большого Театра.

В день открытия в Большом давали спектакль под названием «Торжество муз», об истории театрального искусства м Москве. Все три тысячи мест были заняты. Затем последовал балет. Завершал день маскарад. Газета «Московские ведомости» от 6 января 1825 года писала:

«На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. Перед увертюрой поднялся ужасный шум. Стали выкликать строителя: «Бове, Бове!» Он явился в ложе директора, и его заглушили рукоплесканиями…»

Вся пресса того времени с восхищением и гордостью описывала новый театр:

«Здание сие удивительное огромностью, прекрасное соразмерностью частей и изящное по своей отделке…» «…снаружи пленяет Вас весьма счастливая соразмерность частей. В нем соединены величие с легкостью, соединение весьма редкое…» «В сем театре нет места, которое не было обдумано, было неуместно или неудобно».

Здание Большого театра

Правда, если в день открытия архитектора театра возносили до небес, то уже на следующий день смешивали с грязью. Инициаторами травли были коллеги-завистники. Они не могли простить мастеру то, что он делал проект не с нуля, а довел до ума работу другого зодчего.

В 1776 году императрица Екатерина II предоставила право на создание русского театра в Москве тогдашнему губернатору Урусову. Но в 1780 году пожар уничтожил первый, Знаменский театр. Уроженец Англии Меддокс отстроил здание на Петровке. Театр Меддокса просуществовал на 21 год дольше. Но и он сгорел. Для любого театра того времени, забитого сухой древесиной, пылью, тяжелыми портьерами, огонь был главным бичом.

В 1808 году Карл Росси, основной российский законодатель моды на стиль ампир, воздвиг очередное здание. Но теперь его погубил пожар во время наполеоновской оккупации.

31 августа 1820 года на заседании Петербургской Академии художеств был объявлен новый конкурс на проект возобновленного Петровского театра, сочинение коего может сделать знаменитым имя художника и послужить к чести самой Академии. В конкурсе приняли участие 4 архитектора. Лучшая работа принадлежала Андрею Михайлову, ректору академии. Однако проект этот был отклонен, потому что Большой театр получился уж слишком большим и дорогим.

Большой театр внутри

Генерал-губернатор Москвы князь Голицын доложил Александру I про конкурсные предложения, что «…из числа оных представленный господином Михайловым, по мнению знатоков, был удовлетворительнее прочих и обратил особое внимание, так что одна только огромность и значительное иждивение, которые потребовались бы на производстве строения по проекту сему, воспрепятствовали оным воспользоваться».

Однако, по словам Голицына, «некоторые идеи профессора Михайлова немало способствовали московскому архитектору Бове к составлению одобренного государем императором проекта».

Осип Иванович Бове родился в Петербурге в семье итальянского живописца, и получил имя Джозефа, позднее переделанное на русский манер – в Осипа. Учителями Осипа были великие Казаков и Росси. Он учился у них зодчеству только с перерывом на войну. Во время нашествия Наполеона Бове ушел в ополчение. После же войны он получил звание архитектора от совета Петербургской Академии художеств. Его карьера стремительно продвигалась, ему доверили крупные проекты, им восхищались. Проектировать Большой театр ему было поручено как «искуснейшему из архитекторов». Но коллеги завидовали.

Большой театр

Архитектор Александр Витберг сформулировал это так:

«Проект Петровского театра – произведение Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проект».

Андрей Михайлов, победитель конкурса, говорил:

«Осип Иванович несамостоятелен и все берет из готовых образцов».

Конечно, первоначальный проект Андрея Михайлова был основательно переделан Бове. Знаменитая квадрига Аполлона находилась на заднем фасаде. Бове же вынес ее к площади. Многое он поменял внутри. Осип Бове очень переживал обвинения коллег в плагиате. Еще больше его расстраивали обвинения в растрате. Правда, постепенно всякая критика сошла на «нет». В конце концов, именно Осип Бове вошел в историю, как автор здания Большого Театра, таким, каким мы видим его теперь.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера