В этот день 21 января 1698 года государь Петр I прибыл в Лондон. В Англии он надеялся лично освоить корабельное инженерное искусство.
21 января 1920 года завершилась Парижская мирная конференция, подведшая итог Первой Мировой войне. Россия, которая воевала долгие годы и потеряла миллионы жизней, на конференции представлена не была.
В этот день 21 января родились:
– Михаил Кирпонос. Советский командующий фронтом. Погиб в окружении под Киевом, где накал боев был таким, что вынужден был сам участвовать в рукопашных;
– Павел Флоренский. Православный философ и богослов.
Русский философ и богослов Павел Александрович Флоренский родился в 1882 году, как бы сейчас сказали, «в интернациональной семье». Отец Павла Александровича был русский, мать из древнего рода карабахских армян. В 17 лет, после окончания гимназии в Тифлисе, Павел Флоренский поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Именно в студенческую пору он впервые познакомился с трудами философа Владимира Соловьева и лично завел знакомство с литературным бомондом страны. Андрей Белый, Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Блок – эти люди оказали известное влияние на жизнь Павла Флоренского, так что благодаря им он начал писать стихи.
Одновременно с тем вышли первые его религиозные статьи в журналах «Весы» и «Новый путь». И очень быстро из увлечения именно эта сторона его жизни превратилась в призвание.
Сразу после окончания университета Флоренский поступил в Московскую духовную академию. Во время учебы он написал удивительную по своей глубине работу «Столп и утверждение истины», за что стал лауреатом Макариевской премии – высшей российской религиозной премии. И наконец, в 29 лет Павел Флоренский принял священство…
Революцию 1917 года философ принял,… но именно как Апокалипсис, который неизбежен. В эти годы он много писал и боролся за Троице-Сергиеву лавру – против превращения великого монастыря в музей. Конечно, в связи с этим неслучайно огромное количество доносов, написанных на православного мыслителя. Но он оказался необычайно тверд и смел в своих убеждениях. А как еще сказать о человеке, который в рясе ходил по большевистской Москве, который в рясе преподавал в тогдашних вузах? Новая власть, стиснув зубы, пока терпела его, потому что отец Павел оказался выдающимся электротехником (все же это был выпускник физмата). Его пригласили в комиссию ГОЭРЛО, занятую электрификацией страны. На ее заседания он также приходил в неизменной рясе.
В это тяжелое время возможно как никогда проявился потенциал этого интеллекта. Он одинаково успешно писал работы и по иконописи, и о диэлектриках. Но репрессий ему, конечно, было не избежать. 1928 – это год его первой ссылки. Лишь благодаря заступничеству первой жены Горького Екатерины Пешковой Флоренскому удалось поначалу вернуться в столицу. Однако в 1933 году следует арест и приговор – 10 лет лишения свободы. Надо сказать, что ученый мог уехать за границу, спастись от большевистского ада. Но он хотел быть полезным именно здесь, в своей стране. С горечью он писал из лагеря семье:
«Если обществу не нужны плоды моей жизни и работы – пусть остается без них. Это еще вопрос, кто больше наказан – я или общество – тем, что я не проявлю того, что мог бы проявить».
Даже там, в лагерных застенках Гулага, в болезнях, голоде и холоде, он запатентовал более десяти научных открытий. Но как это часто бывало в России – один из ее лучших сынов был уничтожен. Решением особой тройки НКВД философ, ученый, инженер, искусствовед, математик, поэт и православный священник Павел Флоренский 26 ноября 1937 года был расстрелян.
Вот что писал об этом удивительном человеке другой удивительный человек, священник Александр Мень:
«Я был студентом первого курса, когда впервые прочел «Столп и утверждение истины» (это было в год смерти Сталина), и книга меня потрясла, но потрясла именно тем, что, подобно Соловьеву, Флоренский предстал как человек, стоявший на вершине культуры, а не пришедший в нее откуда-то со стороны и пользующийся ее плодами только для своих нужд, что он сам был культурой. И Флоренский, и Соловьев – это сама культура олицетворенная. И она-то свидетельствует о Церкви, о Христе, о христианстве».