23 февраля. Архитектор Иван Старов

В этот день 23 февраля родился Иван Старов. Архитектор. Автор проекта ряда соборов и знаменитого Таврического дворца в Санкт-Петербурге.

Биография русского архитектора Ивана Старова не была отмечена бурными взлетами и падениями. Более того, о самой его жизни осталось не так много сведений. Но достоверно известно, что талант будущего архитектора проявился очень рано. Уже тринадцатилетним подростком Старов был переведен из гимназии при петербургской Академии Наук в Академию Художеств. А его педагогами стали две выдающиеся личности. Первый из них – французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот, за спиной которого были такие сооружения Петербурга, как Большой Гостиный двор, малый Эрмитаж, Юсуповский дворец. Второй же – русский архитектор Александр Кокоринов, совместно с Деламотом спроектировавший здание Академии Художеств. Старов стал одним из студентов первого потока, выпущенного Кокориновым.

Иван Старов

Самое же главное, что можно сказать об этой когорте мэтров – благодаря им Россия переходила к более строгим и ясным формам, чем раньше. От витиеватости – к простоте. Это было время смены эпохи барокко эпохой классицизма.

Скажем, зданием Академии Художеств восхищались иностранцы, не веря, что русские зодчие могли воплотить такой шедевр. К сожалению, «детище» Кокоринова сослужило с его создателем недобрую службу. Будучи ректором Академии Художеств, Кокоринов был обвинен завистниками в финансовых растратах. Ревизоры нарушений не обнаружили, но клевета настолько повлияла на душевное равновесие Кокоринова, что архитектор ушел из земной жизни.

Дворцовый ансамбль в Богородицке

Но вернемся к Старову. За отличную успеваемость ученик получил шпагу – знак личного дворянства, и золотую медаль, дававшую ему право на обучение за границей с выплатой «пенсиона». Таким образом, Старов стал вторым после архитектора Василия Баженова «пенсионером», кто отправился на многолетнюю стажировку в Париж, европейский центр художества и архитектуры. Еще обучаясь у известного французского зодчего Шарля де Вайи, он создал проект здания «Коллегии всех наук», о чем скромно сообщил:

«… сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо еще слабы против тех учеников, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».

Князь-Владимирский собор

Впоследствии Старову удалось уговорить Академию Художеств на годичную стажировку в Италии. «Вечный город» Рим архитектор обошел вдоль и поперек, досконально изучая итальянскую архитектуру. Ведь именно из римской и греческой древней традиции черпали вдохновение все творцы эпохи классицизма.

После приезда Старова из Европы, в журнале Академии Художеств появилась запись:

«Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным».

Усадьба Никольское-Гагарино

Это значило, что Старову необходимо было выполнить проект на звание академика. Первым его самостоятельным проектом стал Сухопутный шляхетский корпус, обязанный выпускать офицеров и чиновников. А затем проекты Старова последовали один за другим. Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, усадьбы и дворцовые ансамбли в разных областях России.

Вершина его творчества – Таврический дворец, построенный для светлейшего князя Григория Потемкина в Санкт-Петербурге и ставший одним из самых крупных строений во всей Европе.

Поэт Гавриил Державин, приглашенный Потемкиным для описания своего дворца, отозвался о нем так:

«Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями; древний изящный вкус – его достоинство. Оно просто, но величественно не из числа обыкновенных. Впрочем, создать простое сложнее сложного, поскольку все гениальное всегда просто».

Троицкий собор Александро-Невской лавры

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера