В этот день 23 февраля родился Иван Старов. Архитектор. Автор проекта ряда соборов и знаменитого Таврического дворца в Санкт-Петербурге.
Биография русского архитектора Ивана Старова не была отмечена бурными взлетами и падениями. Более того, о самой его жизни осталось не так много сведений. Но достоверно известно, что талант будущего архитектора проявился очень рано. Уже тринадцатилетним подростком Старов был переведен из гимназии при петербургской Академии Наук в Академию Художеств. А его педагогами стали две выдающиеся личности. Первый из них – французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот, за спиной которого были такие сооружения Петербурга, как Большой Гостиный двор, малый Эрмитаж, Юсуповский дворец. Второй же – русский архитектор Александр Кокоринов, совместно с Деламотом спроектировавший здание Академии Художеств. Старов стал одним из студентов первого потока, выпущенного Кокориновым.
Самое же главное, что можно сказать об этой когорте мэтров – благодаря им Россия переходила к более строгим и ясным формам, чем раньше. От витиеватости – к простоте. Это было время смены эпохи барокко эпохой классицизма.
Скажем, зданием Академии Художеств восхищались иностранцы, не веря, что русские зодчие могли воплотить такой шедевр. К сожалению, «детище» Кокоринова сослужило с его создателем недобрую службу. Будучи ректором Академии Художеств, Кокоринов был обвинен завистниками в финансовых растратах. Ревизоры нарушений не обнаружили, но клевета настолько повлияла на душевное равновесие Кокоринова, что архитектор ушел из земной жизни.
Но вернемся к Старову. За отличную успеваемость ученик получил шпагу – знак личного дворянства, и золотую медаль, дававшую ему право на обучение за границей с выплатой «пенсиона». Таким образом, Старов стал вторым после архитектора Василия Баженова «пенсионером», кто отправился на многолетнюю стажировку в Париж, европейский центр художества и архитектуры. Еще обучаясь у известного французского зодчего Шарля де Вайи, он создал проект здания «Коллегии всех наук», о чем скромно сообщил:
«… сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо еще слабы против тех учеников, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».
Впоследствии Старову удалось уговорить Академию Художеств на годичную стажировку в Италии. «Вечный город» Рим архитектор обошел вдоль и поперек, досконально изучая итальянскую архитектуру. Ведь именно из римской и греческой древней традиции черпали вдохновение все творцы эпохи классицизма.
После приезда Старова из Европы, в журнале Академии Художеств появилась запись:
«Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным».
Это значило, что Старову необходимо было выполнить проект на звание академика. Первым его самостоятельным проектом стал Сухопутный шляхетский корпус, обязанный выпускать офицеров и чиновников. А затем проекты Старова последовали один за другим. Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, усадьбы и дворцовые ансамбли в разных областях России.
Вершина его творчества – Таврический дворец, построенный для светлейшего князя Григория Потемкина в Санкт-Петербурге и ставший одним из самых крупных строений во всей Европе.
Поэт Гавриил Державин, приглашенный Потемкиным для описания своего дворца, отозвался о нем так:
«Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями; древний изящный вкус – его достоинство. Оно просто, но величественно не из числа обыкновенных. Впрочем, создать простое сложнее сложного, поскольку все гениальное всегда просто».