Прощеное воскресенье

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с Прощеным воскресением!

Перед Вами проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, которая была сказана батюшкой в канун Великого поста.

Прощеное воскресенье. Напутствие на Великий пост

Сегодня во всех храмах читается евангелие от Матфея. И ради этого Евангелия наше сегодняшнее воскресенье именуется Прощеным воскресением.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Все очень коротко и очень ясно. Но надо понимать, что это всего лишь такой приточный образ. Господь не может прощать – не прощать. Он все сделал для нашего спасения. Людей, которые хотят это спасение усвоить, хотя и немного на земле, но они есть. Но в силу того, что люди мало способны ориентироваться в вопросах духовной жизни, то Господь (если можно так выразиться) гениальным образом нашел возможность излагать законы духовной жизни на языке, который вообще всем понятен. Потому что «прощать – не прощать» – люди это хорошо понимают. И Он находил такие формулы, в которых подбирал такую ситуацию, которая очень похожа на наши людские отношения. И вот в притчах говорил людям. И человек запоминал. Вот обиделся на кого – надо прощать.

Протоиерей Димитрий Смирнов

А как это происходит на самом деле? На самом деле никто никого не прощает и вообще такими странными глупостями и не занимается. Речь идет только вот о чем. К данному дню каждый человек каких возможностей достиг для своего сердца? Потому что «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21). Если человек хочет достичь общения с Богом, у него должны быть определенное сердце. У этого сердца должны быть определенные качества. И вот, самое главное качество заключается в способности сердца простить. Потому что способность к прощению – это главное свойство христианского сердца.

И в таком случае, если человек достиг такого свойства и может простить, тогда Господь может принять этого человека в общение с Собой. Почему? Потому что этот человек стал подобен Богу. В чем же это подобие?

Прощение

Вот если человек сам по себе довольно вредное и противное существо, которому на остальных наплевать. Слышали сейчас младенец орал? Ему же на нас наплевать. А вот пожилой человек. Почему это она стала поближе и что-то рассказывает соседке? От чего это происходит? Потому что ей на нас абсолютно наплевать. И ей интересна только своя проблема, которую прямо немедленно надо обязательно изложить. То есть, никакой разницы между младенцем и человеком, прожившим довольно большую жизнь. Главное одно: «Мне свое – это не наплевать. А чужое – абсолютно наплевать. Мешаю я кому-то, не мешаю – вообще не рассматривается». Это о чем говорит? Что в сердце любви маловато. Потому что любящее сердце оно так не может. Человек, имеющий любящее сердце, он свою жизнь так выстраивает, что не только никому не мешает ни в чем, а он все время хочет помочь.

Так и Господь. Он никому ни в чем не мешает. Хочешь грабить банк? Пожалуйста. Хочешь пить водку? Нельзя сказать «на здоровье»… Пожалуйста. Хочешь сидеть в тюрьме? Да сиди. Если насиделся, выходи и больше не садись. Хочешь веровать? Веруй. Вот тебе церкви. Эта церковь не нравится, иди в другую. Хочешь читать? Читай. Хочешь играть в домино или пивка? Пожалуйста. Бог никому ни в чем не мешает.

Вот вчера мальчик пришел один, ему тюрьма грозит, сразу вспомнил и о Боге, о Церкви. Пять лет не причащался. Все вспомнил. Сразу «Господи, помоги». И что? А Господь сразу бежит ему навстречу помогать. Любому человеку, вообще забывшему Бога. Но если он немножко проснется и начнет хотя бы взывать к Нему, все прямо на глазах меняется. Господь тут же готов, никого не спросив: «А, ты Меня забыл на пять лет, ну вот, посиди пять лет, а потом обращайся». Он так не делает. Это сродни тому, как если бы такие отношения были между нами – ну вроде как простил.

Это похоже на то, когда приходит домой хамло-сын и говорит: «Мать, я есть хочу». Она сразу все забывает, что он хамло, что позавчера расстались, а он ее матом поливал: «Ой, на, садись, кушай». Она как бы забыла.

Вот так и Господь. Он совершенно не видит даже того зла, которое мы совершаем. И то, что мы попадаем в тюрьму, или у нас начинаются какие-то страшные болезни, или очень тяжелые обстоятельства – Господь это попускает только с одной целью: в надежде, что человек обратится к Богу. Потому что всякие трудные обстоятельства, и только они, способствуют этому обращению. А если у человека все нормально, ему Бог и не нужен, он может вообще так рассуждать, всех учить, всем рассказывать как надо, говорить: «Вот бери с меня пример. Вот, смотри, как я».

Мужчина в храме

Поэтому речь не идет о прощении на самом деле. А речь идет о том, каким человек должен стать, если хочет, чтобы Царство Небесное воцарилось в его сердце. Если твое сердце не умеет прощать ближнего, Господь, даже если очень захочет, Он не сможет ничего с тобой сделать. Многие мамаши приходят: «А вот у меня сын, и что мне делать?» Ответ такой: ничего ты не сделаешь. Ничего. Человек сам должен сначала обратиться к Богу, потом покаяться, а потом изменить свою жизнь. Тогда можно на что-то надеяться. Все от начала до конца делает сам человек.

Единственное –  когда человек вступает (пусть даже на какое-то короткое время) на путь истины, Господь всегда готов помогать. И человек от этого получает в сотни-сотни раз больше. Если человек не вступает, если в сердце злоба, зависть, раздражительность, обида, то он в этом аду и живет. Он лелеет всякие мстительные мысли, а иногда и мстит даже, от этого никакой радости не получает.

Поэтому Господь хочет через эту короткую притчу из четырех с половиной строк довести до нашего ума, что если мы хотим познать Бога, надо Ему, Богу, уподобиться. И Господь говорит в другом месте: «Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Совокупностью всех совершенств, как апостол Павел говорит, является любовь. Вот если мы достигнем этого в отношении наших ближних, независимо от того, друг он тебе или враг, соплеменник или вообще человек другой расы. Это абсолютно не важно. Важно только одно – твое сердечко. Злой ты или добрый. Если злой, то в оставшееся время твоей жизни ты должен потрудиться над тем, чтобы стать добрым. А они что? А они, как хотят. Все остальные «они», если они хотят, могут быть злыми, подлыми, коварными, обманщиками, предателями, злодеями, садистами, негодяями. А ты таким не будь, чтобы они с тобой не сделали. Потому что вот это качество твоего сердца, или можно сказать качество твоей личности, вот только это для Бога важно. Потому что, если ты мстишь, то ты такой же как он. Ты по качеству своего сердца ничем не отличаешься. И совершенно не важно, кто первый начал, или кто второй. Не играет никакой роли. А играет только одно. И это речь идет о духовных предметах. Не о политике, не о семейных разборках, не о воспитании детей. Речь идет о сердце самого человека.

Вот многие из нас уже десятилетиями ходят в церковь. Ну и на здоровье. Это что-нибудь меняет? Ничего. За это время сколько сожгли парафину, сколько сожгли веревки на фитили, сколько испортили росписей, потому что они коптятся, сколько написали записок, истратили пасты, бумаги. И что? Да ничего. От этого качество души изменилось? Да нет. Как сплетничала, так и сплетничает. Как осуждала, так и осуждает. Поминаешь, не поминаешь. О здравии, за упокой. Что это меняет? Это тебя не спасает ни от чего. Ты просишь, чтобы господь помянул данную душу? Господь вспомнит о ней по твоей просьбе. Ну вспомнит, а ты-то что? А ты как был злодей, так злодей и остался.

Вот Господь говорит, что только собственное изменение. Если умеешь прощать, значит, ты добр. Это предпосылка того, что Господь-Святый Дух может войти в твое сердце. Если ты не такой, если на земле есть хотя бы один человек, к которому ты питаешь зло, для тебя это невозможно. Хоть 600 церквей построй, хоть 800 куполов позолоти, хоть 400 сирот усынови. Но если ты в сердце имеешь зло на одного, это ничего не меняет. Ты все равно злой. Это хорошо бы нам усвоить.

Дальше про пост Господь говорит. С завтрашнего дня мы вступаем на поприще поста. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18). О чем это речь? О том, чтобы мы не зависели от людского мнения, от того, как они оценят, от того, что они скажут. Мы все очень ощущаем эту зависимость. А пост и все остальные христианские подвиги должны происходить в молчании, чтобы правая рука не знала, что делает левая, и никому об этом не трубить. Потому что если ты говоришь о своих добрых делах, люди тебя похвалят, ну и достаточно. А духовный подвиг, он преображает человека только тогда, когда в нем нет ни капли тщеславия. А то, как прославляют человека люди – это тщетно. Потому что Царствия Небесного это абсолютно не дает. Бессмысленная вещь. А дает только личные отношения с Богом, о которых никто не знает, и знать не должен. Потому что тщеславие поедает все то хорошее, что мы сделали.

Икона, просфора и свеча

И третье. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21). Речь идет о сокровище духовном и материальном. Очень много сил у нас уходит на материальное, но прибавка всяких материальных вещей и денег никоим образом не способствует человеку достичь Царства Небесного. Даже наоборот. Сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Поэтому сребролюбие – это одна из форм атеизма. Потому что человек не надеется на Бога, а надеется на деньги, что они сохранят, спасут. И потом, сама мамона заслоняет от человека, от его духовного взора Самого Бога. Он вынужден заниматься не умягчением собственного злого сердца, а вынужден следить за тем, что происходит с его имуществом, капиталом. На это уходит масса времени, хлопот, нужно встречаться с разными людьми, ночи не спать часто. Очень это тяжелая работа, но которая ничего не дает для Царствия Небесного. Поэтому Господь и говорит, что надо собирать себе сокровище на небе – то, что в душе нашей останется и после того, как наша душа отлетит от тела. А когда душа отлетает от тела, она отлетает и от всех сокровищ, которые все останутся, так сказать, неизвестно кому.

Так что вот Господь на примере таких жизненных ситуаций очень хорошо каждому объясняет. Что нам остается? Нам остается только усвоить. Хочешь – усваивай, не хочешь – гуляй так. Никто тебя никогда заставлять не будет. Это только безумные мамочки. Им хочется, чтобы сын в церковь ходил, чтобы не пьянствовал, чтобы оторвался от компьютера, или чтобы вдруг пошел на работу. Ну, какой смысл работать, если мамочка и так кормит? Это надо быть последним дураком. Гораздо лучше ведь лежать, чем тягать гантели. Лежишь, покуриваешь: «Мам, сходи за пивом». Все. Даже и ходить не надо, сама несет. Все хорошо. Человек достиг, чего хотел. Бог в этом препятствовать не будет. И если у него печень развалится на четыре куска – это же не Бог его наказал. Это он сам выбрал образ жизни, в результате которого происходит то-то и то-то. Каждый человек может заранее взять в интернете и поискать, к чему тебя приведет твой образ жизни. Обязательно. Какие у тебя будут болезни, что ты потеряешь из своего материального, что за это время будет с твоей душой. Или как ты вдруг в 50 лет опомнишься и начнешь из своего злого сердца делать доброе. Я на тебя погляжу и посмеюсь. Потому что это уже невозможно. «Береги платье снову, а честь смолоду». Потому что очень часто бывает уже и поздно. Ни в голову ничего не возьмет человек, даже вот читает, а не разумеет. Все. Ничего не сделаешь. Остается только взывать к Богу. А чтобы взывать к Богу, нужен тоже навык. Это же не просто так. Никогда не молился и вдруг стал молитвенником со святой горы Афон. Так ничего не бывает.

Поэтому нам не нужно представлять собой камень, под который не течет вода. Нам нужно оживать. И вот время Великого поста – как раз время оживления нашей жизни.

Спаси всех Господи! Поблагодарим Бога. Слава Тебе, Боже!

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Прощеное воскресенье. Напутственное слово Патриарха Кирилла

На главную страницу сайта - Семья и Вера