Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение

В Евангелии от Луки сказано так: если твой брат согрешил против тебя, выговори ему; если он покается, – прости. Есть там маленькое условие: «если». А мы в Прощеное воскресенье говорим друг другу эти слова какой-то кампанейщиной. Мы даже порой не знаем человека, он нам никогда ничего не делал, а все равно просим прощения друг у друга. Получается какой-то цирк. А покаяния-то никакого нет».

Действительно, очень часто в большом храме, где прихожане друг друга не знают, получается как бы странная картина, – отвечает священник Иоанн Никулин. –  Но, во-первых, надо сказать о том, что главное – это наш внутренний настрой: как мы хотим испросить прощения и хотим ли мы его испросить. Нам не должно быть важно, как другие люди думают об этом, искренне они просят прощения или нет, потому что мы за них не будем отвечать на Страшном Суде, мы будем отвечать за наши дела и поступки. И мы испрашиваем друг у друга прощение не только потому, что знаем друг друга. Конечно, нужно просить прощения не только в храме, но и у людей, которые окружают нас; позвонить близким и родным, если мы не можем их в этот день увидеть; если не можем позвонить, – написать, сейчас есть разные средства связи: электронная почта, sms-сообщения и другие.

Чин прощения

Часто нам кажется, что мы вроде бы ничего этим людям и не должны. Казалось бы, есть у меня на работе знакомый, который тоже верующий, вроде бы мы с ним не ругались, не ссорились, за что же я буду просить у него прощения? Но на самом деле очень важно понимать, что мы просим прощения не только за то, что мы сделали, но и за то, что не сделали, за то, что не оказали той евангельской любви, которую могли оказать этому человеку.

То есть совершенно необязательно человека в храме знать, чтобы у него просить прощения; ведь мы ходим с ним вместе в один храм и, может быть, когда-то не оказали ему внимания. Поэтому всегда есть о чем попросить у другого прощения.

Несколько слов об истории чина прощения

История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием. Как, в принципе, наш современный церковный устав имеет монастырское происхождение. Мне кажется, гораздо важнее духовная составляющая этого чина прощения. Потому что мы подходим к Великому посту. Приступая к Великому посту, мы должны осознать, способны ли мы поднять груз этого труда.

Чин прощения в храме

Например, человек отправляется в длительный поход (я в молодости ходил в походы), всегда нужно хорошо проверить: какое у тебя снаряжение, сколько вещей в рюкзаке, нужны ли эти вещи. Каждый грамм вымеряют туристы, спортсмены для того, чтобы не нести ничего лишнего.

Поэтому мы, приступая к посту, тоже должны осознать: ведь мы согрешаем, и эти грехи – как камни, которые мы с собой тащим: чем больше этих грехов, тем тяжелее мешок.  И как раз Церковь призывает нас простить друг друга, чтобы начать пост как бы с чистого листа, с «пустым рюкзаком», с чистой совестью. На это настраивают и богослужения Великого поста: отсечь все и снова начать восхождение к светлому Христову Воскресению.

Зачем нужен Чин прощения в Прощеное воскресение?

Как простить в Прощеное воскресенье?

Как распознать грех лицемерия?

На главную страницу сайта - Семья и Вера