19 марта. Русский музей

19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея.

Как свидетельствуют современники, император Александр III в очередной раз восхитившись русским искусством, на выставке Товарищества передвижников, и перекупив на ней одно из полотен Ивана Репина, высказался тогда по поводу основания всенародного государственного музея.

В этом хранилище можно было бы сосредоточить самое лучшее из русского искусства, с тем, чтобы оно было доступно любому из российских граждан.

Надо сказать, что в коллекции российского самодержца, в его замках и дворцах, Гатчинском, Зимнем и других, к этому времени была сосредоточена масса бесценных предметов искусства, живописных полотен, скульптур, ковров.

Русский музей

Сказано – сделано! В этом же году вопрос по созданию музея был решен окончательно. Начали разрабатывать проектную документацию для строительства отдельного здания при Академии художеств, все как полагается, с чертежами, со сметами, со сроками. Но в конце октября 1894 года инициатор проекта, император Александр III умирает.

Но дело его живет, и за него энергично берется молодой самодержец Николай II. Он издает Указ об учреждении «Русского Музея Императора Александра III»

Русский музей (2)

Николай II отказывается от идеи строительства нового здания и отдает для этой цели приобретенный в казну Михайловский дворец со всеми флигелями, службами и садом.

Но дворцу необходимы ремонт и перестройка помещений под музейные нужды.

Николай II подкрепил эти работы материально, предписав Главному Казначейству открыть в смете Императорского двора специальный кредит.

Вскоре, в 1897 году, начинает формироваться штат музея, состоявший из самых образованных и талантливых людей своего времени – ученых, искусствоведов, архитекторов. Чтобы устроиться в Русский музей, необходимо было пройти серьезный отбор.

Известный художник Александр Бенуа, Павел Брюллов, племянник Карла Брюллова, создателя картины «Последний день Помпеи» – все эти и многие другие входили в высший свет культурной жизни страны, и они считали за честь работать в новом Русском музее.

Дмитрий Толстой, скажем, не только был одним из руководителей музея, но сам был большим коллекционером. И часть его собрания потом пополнит все тот же музей. Каждый из этих людей видел в Русском музее крупную просветительскую миссию, каждый из них подобно государю, но в своей степени, был меценатом.

Кстати, обратимся к этому цветистому слову. Термин «меценат» происходит от собственного имени Гая Цильния Мецената, который покровительствовал искусствам при римском императоре Октавиане Августе.

В России меценатами становились целые династии: Морозовы, Бахрушины, Строгоновы, Третьяковы.

Поэтому рубеж XIX-XX веков не зря называют «золотым» веком российского меценатства.

Еще за 20 лет до Русского музея красивый жест сделал известный предприниматель и собиратель живописи Павел Третьяков. На свои деньги он построил картинную галерею в Москве. А в 1892 году еще при жизни он подарил ее городу. Как говорят, последними словами мецената были:

«Берегите галерею и будьте здоровы».

Государственный Русский музей

Да, в стране была система императорских театров и прочее, однако большая часть искусства была частной и поддерживалась за счет инициативы состоятельных людей. МХАТ наверняка не стал бы на ноги, если бы не помощь Саввы Морозова. А купец Гаврила Солодовников, как считается, оставил самое большое состояние на благотворительность – 20 миллионов тех еще рублей. На эти деньги был построен не один театр и не один дом презрения.

Вот какие слова оставил историк Павел Бурышкин про московское купечество:

«Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера