21 марта. Расцвет российской авиации

21 марта 1910 года – день, когда состоялся первый авиаполет в Российской империи. В воздух поднялся пилот Михаил Ефимов.

1910 год выдался просто «воздушным» для России. Страна расправляла крылья, она активно рвалась в облака – в прямом смысле. Первый зарегистрированный авиазавод в Петербурге. И первый на нем русский серийный самолет. Первый проект вертолета инженера Бориса Юрьева. Открылся же год 21 марта, когда в воздух поднялся первый русский летчик, Михаил Ефимов.

Лётчики Попов и Ефимов во время полётов во Франции, 1910 год

По образованию он был электриком. Но тогда это считалось технически очень продвинутым занятием, примерно как сейчас программирование. Почти всю жизнь Михаил Никифорович провел в Одессе, там он увлекся мотоспортом. Оттуда же в 1909 году Никифоров уезжает во Францию, его манит небо.

В этой стране он получает пилотское удостоверение номер 31. Сам Фарман, один из отцов авиации, замечает его и дает в долг на собственный самолет.

И вот 21 марта на Одесском ипподроме колоссальное событие. Полмиллиона человек собрались посмотреть, как в воздух поднимется первый русский летчик. Конечно, фурор. Но наш пилот не домосед. В том же году он выиграл престижные международные соревнования в Ницце, все на том же самолете «Фарман».

Авиатор Ефимов на биплане «Фарман»

И вот в сентябре Петербург уже принимает Всероссийский праздник воздухоплавания. Вот что пишут «Биржевые ведомости»:

«Русские авиаторы народились на свет без году неделя, однако уже представляют разные типы. Во-первых, офицеры. У них все под руками: военная команда и прекрасные аэропланы… Во-вторых, авиаторы из высшего круга. Они приобретают аэропланы за собственные деньги. В-третьих, авиаторы из разночинцев, интеллигентского класса, но бедных – Попов, Лебедев. И еще выходят прямо из народа самородки, как Ефимов».

Всероссийский праздник воздухоплавания

К этому дню на всю страну – 12 дипломированных авиаторов. Среди них Ефимов – большая звезда. Поднимает аппарат в жестокий ветер. Камнем падает, потом резко выпрямляет самолет, приземляется. Шлет приветствия. Ефимов летает даже в темноте и в туман. В общем, Петербург относился к нему, как потом будут относиться к Гагарину. И правда, это был наш самолетный Гагарин.

По всей стране лихорадка авиационных инженеров. В маленьком сарае в Киеве уже начал свою работу совсем молодой Игорь Сикорский. Вскоре он станет главным авиационным конструктором на Русско-Балтийском заводе. И уже в 1913 году, когда Сикорскому будет всего 24 года, он создаст свой гигантский самолет «Русский витязь», первый четырехмоторник в мире.

Игорь Сикорский

В Петербурге первый авиационный завод назывался «Первое Российское товарищество воздухоплавания». Юрист Щетинин, заболевший небом, конструкторы Гаккель, Григорович. Они сделают первый серийный самолет и первую в мире полноценную летающую лодку. И первую же в ноябре 1910 года школу пилотов.

Увлечение аэропланами в России было повальным. Очень помог авиации флот. Оставшиеся средства после его перевооружения были направлены на самолеты. На этом настаивал великий князь Александр Михайлович:

«Я пришел к глубокому убеждению, что в недалеком будущем та страна, которая первой будет обладать воздушным флотом, будет непобедима в будущей войне».

Аэроплан Блерио в воздухе

К началу Первой Мировой Россия владела самым большим воздушным флотом в Европе, но, увы, конец войны был для нее неутешительным.

1917 год заставил все начинать с нуля.

Игорь Сикорский уехал за океан. Он станет великим американским инженером. Все Петроградские авиационные мастерские пришли в полный упадок. А Михаил Ефимов погибнет в горниле гражданской войны в 1919 году, все в той же Одессе, где и начиналась эра российской авиации.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера