21 марта 1910 года – день, когда состоялся первый авиаполет в Российской империи. В воздух поднялся пилот Михаил Ефимов.
1910 год выдался просто «воздушным» для России. Страна расправляла крылья, она активно рвалась в облака – в прямом смысле. Первый зарегистрированный авиазавод в Петербурге. И первый на нем русский серийный самолет. Первый проект вертолета инженера Бориса Юрьева. Открылся же год 21 марта, когда в воздух поднялся первый русский летчик, Михаил Ефимов.
По образованию он был электриком. Но тогда это считалось технически очень продвинутым занятием, примерно как сейчас программирование. Почти всю жизнь Михаил Никифорович провел в Одессе, там он увлекся мотоспортом. Оттуда же в 1909 году Никифоров уезжает во Францию, его манит небо.
В этой стране он получает пилотское удостоверение номер 31. Сам Фарман, один из отцов авиации, замечает его и дает в долг на собственный самолет.
И вот 21 марта на Одесском ипподроме колоссальное событие. Полмиллиона человек собрались посмотреть, как в воздух поднимется первый русский летчик. Конечно, фурор. Но наш пилот не домосед. В том же году он выиграл престижные международные соревнования в Ницце, все на том же самолете «Фарман».
И вот в сентябре Петербург уже принимает Всероссийский праздник воздухоплавания. Вот что пишут «Биржевые ведомости»:
«Русские авиаторы народились на свет без году неделя, однако уже представляют разные типы. Во-первых, офицеры. У них все под руками: военная команда и прекрасные аэропланы… Во-вторых, авиаторы из высшего круга. Они приобретают аэропланы за собственные деньги. В-третьих, авиаторы из разночинцев, интеллигентского класса, но бедных – Попов, Лебедев. И еще выходят прямо из народа самородки, как Ефимов».
К этому дню на всю страну – 12 дипломированных авиаторов. Среди них Ефимов – большая звезда. Поднимает аппарат в жестокий ветер. Камнем падает, потом резко выпрямляет самолет, приземляется. Шлет приветствия. Ефимов летает даже в темноте и в туман. В общем, Петербург относился к нему, как потом будут относиться к Гагарину. И правда, это был наш самолетный Гагарин.
По всей стране лихорадка авиационных инженеров. В маленьком сарае в Киеве уже начал свою работу совсем молодой Игорь Сикорский. Вскоре он станет главным авиационным конструктором на Русско-Балтийском заводе. И уже в 1913 году, когда Сикорскому будет всего 24 года, он создаст свой гигантский самолет «Русский витязь», первый четырехмоторник в мире.
В Петербурге первый авиационный завод назывался «Первое Российское товарищество воздухоплавания». Юрист Щетинин, заболевший небом, конструкторы Гаккель, Григорович. Они сделают первый серийный самолет и первую в мире полноценную летающую лодку. И первую же в ноябре 1910 года школу пилотов.
Увлечение аэропланами в России было повальным. Очень помог авиации флот. Оставшиеся средства после его перевооружения были направлены на самолеты. На этом настаивал великий князь Александр Михайлович:
«Я пришел к глубокому убеждению, что в недалеком будущем та страна, которая первой будет обладать воздушным флотом, будет непобедима в будущей войне».
К началу Первой Мировой Россия владела самым большим воздушным флотом в Европе, но, увы, конец войны был для нее неутешительным.
1917 год заставил все начинать с нуля.
Игорь Сикорский уехал за океан. Он станет великим американским инженером. Все Петроградские авиационные мастерские пришли в полный упадок. А Михаил Ефимов погибнет в горниле гражданской войны в 1919 году, все в той же Одессе, где и начиналась эра российской авиации.