27 марта. Ипатьевский монастырь

27 марта 1330 года в Костроме был воздвигнут Ипатьевский монастырь. В нем получил благословение на царство первый из династии Романовых государь Михаил Федорович.

Основание монастыря

Татарский вельможа Чет ехал наниматься на службу к Московскому князю Ивану Калите, но в дороге тяжело заболел. Ночью же ему явились Пресвятая Богородица с Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Наутро иноверец проснулся здоровым и полным сил. Чудесное исцеление Чет воспринял, как призыв к переходу в православие, заложив на месте произошедшего Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Так гласит одно из преданий.

Ипатьевский монастырь близ Костромы

Но существует и другая версия. По мнению одного из историков, Чет был не татарином, а исконно русским человеком, носил второе имя Захарий и принадлежал к старинному боярскому роду, служившему Галицкому князю Даниилу. Именно от рода Захария пошли потомки, давшие Руси двух царей Годуновых: Бориса и Федора.

Колыбель династии Романовых

История святой обители тесно переплелась с прошлым и династии Романовых. В 1613 году к 16-летнему Михаилу Романову, скрывавшемуся от польско-литовской интервенции, пришли московские делегаты с предложением стать русским правителем. После долгих раздумий Михаил ответил согласием, открыв тем самым страницы трехсотлетней истории правления Романовых и многовековую историю монастыря, который начал видоизменяться к лучшему. Церковная территория был поделена пополам на новый и старый город. Отстроился пятиглавый Троицкий собор, стены украсили библейскими фресками. Над их созданием работала целая артель во главе с талантливым мастером-иконописцем Гурием Никитиным. Да и сам живописный вид, открывавшийся на берегу реки Костромы, добавлял монастырю ощущения величия и царственности.

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

«Как только судно остановилось, мы спрыгнули в лодки, и достигли берега… Мы уселись в дрожки, которые по крутому склону доставили нас на вершину речного обрыва. Ипатьевский монастырь был целью нашей экскурсии», – так описывал свои впечатления от увиденного французский писатель Александр Дюма.

И если иностранный путешественник спешил окунуться в колыбель династии Романовых, как стали называть монастырь в народе, то венценосные особы наведывались в Кострому постоянно. В XIX веке знаменитые архитекторы Константин Тон и Федор Рихтер отреставрировали для них целое здание – «Дворец Михаила Романова», или – «царские чертоги». Каждый приезд высоких гостей сопровождался щедрыми подношениями и дарами – монастырь по праву считался одним из самых богатых подворий. Долгое время в его стенах хранился раритет – Ипатьевская летопись – древний летописный свод по истории Киевской Руси.

Палаты бояр Романовых

Советский период

Благополучие монастыря закончилось после революции. Когда советская власть начала уничтожать любые значимые памятники, связанные с монархическим прошлым. Монастырская утварь и ценности были вывезены. Храм Рождества Пресвятой Богородицы разрушен. В намоленных стенах обустроили военные казармы, стадион и танцплощадку. Не менее жестокая участь постигла династию Романовых. Удивительный факт: царственная семья провела последние дни жизни в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. В то время как ее история начиналась в Ипатьевском монастыре.

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы

Современная жизнь монастыря

Сегодня можно с уверенностью сказать, что «тропа к монастырю не зарастает». Продолжают наносить визиты и венценосные особы. Одним из таких «заморских гостей» стал британский принц Майкл Кентский (прямой  родственник Романовых), подаривший обители восьмитонный колокол, названный «царь Михаил».

Ипатьевский монастырь

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера