О молитвенном правиле

Вы когда-то рассказывали, что можно заменять молитвенное правило. По себе вижу, что временная замена привычного правила на канон (кафизму) делает меня более внимательной на молитве. Можно ли мне следующим образом построить правило: утром – начало до Верую и канон святого того дня, вечер – начало и кафизма. А как быть с канонами ко причастию и молитвами перед причастием? Очень хочу часто причащаться, но на правиле слова уже проскальзывают из-за привычки.

Подскажите, чем можно заменить Последование ко причастию, и если можно, благословите на новое правило.

На вопрос отвечает протоиерей Константин Пархоменко.

Внимательность в молитве

Обычно благословляет на такое правило духовный отец. Многое время я сам читал утренние и вечерние правила, и, честно сказать, они мне надоели. Ну, я настолько привык, и я знал их наизусть, не воспринимал. Это усталость психическая что ли была, оттого что ты  одно и тоже читаешь. Но, скорее всего, от моей немолитвенности. Святые отцы мне бы сказали, что я не вдумываюсь. Но я на самом деле вдумываюсь. Но если я тысячу раз вдумываюсь в одно и то же, то в 1001 раз мне,  по крайней мере, тяжело.  Дело, конечно же, в моей расслабленности и немолитвенности.

Молитвослов в руках

Однако мне кажется, это можно решить все очень спокойно безболезненно. Нормально – не заменять, а разбавлять свое молитвенное правило другими молитвами. У меня есть старинный том минеи праздничной, все службы больших праздников там есть. И службы Великих чтимых святых там тоже есть. Я обычно вечером в праздничный день или накануне читаю вместо вечерних молитв службу, может быть не всю, только утреннюю например. Во-первых, я мысленно и душевно готовлюсь к празднику, переживаю праздник, и кроме того это дивные тексты, которые в древности были сочинены. Когда мы будем на службе, услышим ли? А когда мы сами прочитаем, то праздник новыми гранями засверкает перед нами. У меня есть гимны Преподобного Симеона Нового Богослова. Я  читал по гимну из этой книги. Это великая поэзия, полет мысли души. Можно совершенно законно заменять каким-нибудь акафистом, или каноном, святым или Богородице. Можно читать начало молитв из утренних и потом что-нибудь вставить из других молитв. В следующий день другие молитвы читать и что-нибудь добавлять из другого молитвенного чтения. Замечательно утром для бодрости акафист, потому что кафизма она как то не бодрит. Она скорее на покаянный лад располагает. А вечером чуть-чуть молитв вечерних, в следующий раз другие, и кафизму, это великолепно. На кафизме можно поминать всех усопших и живых своих – это абсолютно допустимо. Не забывайте, что то молитвенное правило, которые мы имеем, утреннее и вечернее, оно не было дано святыми отцами с древнейших времен. Святые отцы не давали молитвенного правило нам. Это в средние века сочинено было. С разных служб были взяты молитвы, из монашеских сборников. Там даже, например, иногда читаем «полунощную песнь приношу Ти, Спасе». Откуда это? Это было взято из молитвенного правило монахов. Они эту молитву читали в полночь.

Чтение молитвы

Молитвенное правило перед причащением

А по поводу молитвенного правила перед причащением. Конечно, можно причащаться как можно чаще. Если мы ведем духовную жизнь. Нет никакого противоречия, если вы можете причащаться по воскресениям и еще на буднях в какой-то день. Причастие –  это наша духовная пища это наше единство со Христом. Причастие это не конфетка, это не приз за то, что мы святые. Причастие – это лекарство чтобы мы стали сильные. Если мы сегодня не совершенные, нас не надо отлучать от причастия. Мы все несовершенны.

А как надо готовиться ко причастию? Своим духовным чадам я тут советую таким образом.  Конечно есть правила, по которым все таки людям директивно приписывается читать три канона: Спасителю, Богородице и канон Ангелу Хранителю, еще канон ко причастию. Я считаю, что можно читать по одному канону, но это вы должны  согласовать со своим духовником. Очень много общаюсь с людьми, и увидел, что это работает. Например, прочитать сегодня Канон Покаянный, плюс Канон перед Причастием с молитвами, потом, например, наоборот Канон Богородицы плюс Канон ко Причастию и молитвы. Надо не перебарщивать. Лучше меньше, но качественней. Мы должны стремиться не к количеству, а к качеству. И вам посоветую, например, когда вы молитесь утренними молитвами или вечерними стремитесь не к тому, что вы прочитаете какой-то объем, а к тому, что вы молитесь какое-то время. Ну например 30 минут или 20 минут. 15 минут –  это край, меньше не надо, лучше больше 20 или 30. Причем не только встаете, продрав глаза, умывшись, идете молиться. Вы можете позавтракать, чтобы вам себя хорошо чувствовать и после этого пойти  помолиться. А кто-то вот говорит, что я когда поужинаю сразу засыпать начинаю, так устаю на работе. Я говорю, просто замечательно, перед ужином можно почитать вечерние молитвы. Не обязательно уже падая в постель читать.

Мужчина молится

Сердечная теплота во время молитвы

Я советую читать так: поставить будильник или часы. И молитесь вы определенное время,  никуда не спешите. И когда вдруг вас захватит волнительное чувство сказать что-то Богу, теплота вошла поплакать от того что в вашем сердце произошло что-то теплота вошла в ваше сердце. Не бойтесь, сделайте это, остановитесь. Святитель Феофан Затворник говорил: «молитвы нам нужны для того чтобы размягчить сердце», чтоб теплоту сердечную вызвать. Если у вас теплота сердечная появилась, не спешите дальше, не тараторьте, остановитесь, побудьте с этим состоянием. Потому что нам очень важно пережить те сладостные минуты, которые дает нам молитва. Иногда это состояние радости, восторга или грусти. Приходят они, тогда нужно остановиться, а потом вернуться и дочитать. А если даже вы не успели дочитать и уже вынужденно нужно бежать, ничего страшного. Главное, что вы выполнили эти правила вашего времени, сколько вы определили на молитву.

Молитвенное правило

Одна бабушка осуждала меня: «нет, вы батюшка  потакаете людям, когда говорите, что можно правило немножко подсократить. Я вот говорит не больше 15 минут трачу на подготовку ко причастию. Это три канона плюс молитвы». Я с этим не согласен. Смысл же не в том, чтобы оттараторить. Ну и что, что ты протараторишь! Смысл в том, чтобы осмысленно, вдумчиво, с душевной теплотой эти молитвы перед Господом произнести и пережить те состояния, которые дает Бог.

О молитвенном правиле

Каким должно быть ежедневное молитвенное правило?

На главную страницу сайта - Семья и Вера