7 апреля. 1-я автомобильная пулемётная рота

В этот день 7 апреля 1873 года родился Александр Добржанский. Офицер Русской армии, георгиевский кавалер. Командир первой в российской армии бронированной пулеметной автомобильной роты.

«…автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию, а вместо полевых орудий с конской упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи… В теперешнее время такой фантазии не верится, но потомки наши, быть может, взглянут иначе».

Эти строки принадлежат Дмитрию Милютину, выдающемуся военному министру еще Александровских времен.

Первый в Российской империи бронированный автомобиль

Тем же, кто воплотил в жизнь эти – казалось – фантастические картины с «подвижными бронированными батареями», будет коллега Милютина эпохи последнего императора – Сухомлинов. Уже в начале августа 1914 года, вскоре после начала мировой войны, министр Сухомлинов предложил сформировать роту бронированных автомобилей, вооруженных пулеметами. Собрали ее всего за месяц.

Владимир Сухомлинов

Первый в истории Российской армии бронированный автомобиль изготовил инженер Иван Николаевич Бажанов. Работали спешно, буквально на коленке. Вот его слова:

«Работа была выполнена в Инстербурге, близ Кенигсберга. Для срочного бронирования использовали грузовой автомобиль итальянской фирмы SPA, который забронировали листами брони из щитов захваченных немецких артиллерийских орудий».

Первая автомобильная пулеметная рота

Возглавил необычное боевое соединение Александр Добржанский, офицер, гвардеец, уже немолодой полковник. К тому времени немецкие бронеавтомобили доставляли уже много неудобств русской армии. Судить об этом можно хотя бы по детально расписанным приказам Северо-Западного фронта, обязывавшим приводить в негодность дороги и мосты. Чтобы помешать проезду автомобилей врага. Александр Николаевич, кроме полководческого таланта, обладал неплохими инженерными дарованиями. Предварительный проект серийных бронеавтомобилей он разработал лично. Детальный эскиз создавал инженер-механик Грауэн. Автомобиль получил шасси Русско-Балтийского завода, двигатель в 40 лошадиных сил. Вооружение – пулеметы «Максим». А вот надежной броней защититься не удалось – толщина листов была максимум 5 миллиметров. Облицовка более внушительным «панцирем» могла перегрузить и без того тяжелую конструкцию (около 2 тонн).

1-я автомобильная пулемётная рота

И вот 12 октября рота в полном составе прибыла в Царское Село, чтобы предстать перед государем Николаем II. Он увиденным остался доволен, через неделю рота уехала на фронт. Первое столкновение с неприятелем случилось в ноябре в городе Стрыков, в сотне километров от Варшавы, и вполне успешно.

«В количестве около двух рот неприятель залег в окопах левее дороги, но был весь уничтожен огнем автомобильной пушки. Вечером взводы и пушки были выдвинуты для поддержки огнем с шоссе атаки завода стрелками, который и был взят ночной атакой в штыки».

Вскоре близ другого польского городка Здуньская-Воля заглох один из автомобилей. Причем на расстоянии выстрела от немцев. Вызволять машину под ливнем пуль кинулся сам Бажанов, один из создателей модели. Через час городок был взят.

Офицеры и солдаты 15-го автопулеметного взвода перед отправкой на фронт.

Биография 1-й автомобильной роты не прерывалась до самой революции, за исключением необходимого перерыва, сделанного единожды. Чтобы просто подлатать машины. Героизм, вероятно, был явлением чуть ли не обыденным. О том говорит количество георгиевских наград – 172 для нижних чинов. 8 офицеров получили высокую награду дважды. Это результат выдающийся.

Победный путь продолжался бы и дальше, но обстановка изменилась. Летом 1917 года уже целый дивизион, выросший из роты, прибыл в Петроград для подавления революционных мятежей, но вскоре отбыл опять на фронт. Сложно судить о моральном состоянии солдат после переворота, но подтверждено, что именно после этого часть машин захватили немцы. По Берлину некоторое время разъезжало по меньшей мере два авто из 1-й роты.

Командующий 1-й авторотой, Александр Добржанский, по всей видимости, стал последним из награжденных Георгиевским крестом лично императором. Это случилось 21 февраля 1917 года. Дальнейшая биография командира туманна. Известно, что он оказался в Париже, где и умер в 1937 году.

Добржанский Александр Николаевич

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера