19 июня. Петербургский мирный договор

В этот день 19 июня 1762 года был установлен оборонительный союз между Россией и Пруссией.

«Дипломатическая революция»

Однажды в XVIII веке уже случилась «дипломатическая революция». В 1750-е годы все привычные военно-политические блоки перемешались, и все это закончилось затяжной кровавой Семилетней войной. В 1762 году европейская дипломатия опять наблюдала за головокружительным кульбитом. А произошло это почти сразу после смерти российской императрицы Елизаветы. Когда ее место занял племянник Петр III Федорович.

Император Петр III

Семилетняя война

Новый русский император юность провел в Голштинии, области между Данией и Германией. Немецкий был его родным языком, а подлинным для него образцом для подражания был прусский король Фридрих II. В тот момент именно с Пруссией Россия была в состоянии войны, причем окончание Семилетней войны было уже не за горами. Уже вся Европа почти приняла факт, что Восточная Пруссия вошла в Российскую империю. И классик немецкой философии из Кенисберга Иммануил Кант, уже присягнул русскому трону, и даже направил прошение на имя императрицы Елизаветы. И даже Фридрих II уже смирился с этим фактом. Но, конечно, надеялся на лучшее, когда снаряжал в Петербург на переговоры своего адъютанта Гольца.

Фридрих II

Переговоры о мире

«Существенная цель вашей посылки состоит в прекращении этой войны и в совершенном отвлечении России от ее союзников…» И далее в этой же инструкции: «Они [русские] предложат отвести свои войска за Вислу, возвратить нам Померанию, но захотят удержать Пруссию или навсегда, или до заключения общего мира. На последнее вы соглашайтесь».

Вот так, король Пруссии был уже согласен на территориальные потери, лишь бы примириться с Россией. Каково же было удивление Фридриха, когда Гольц написал ему из Петербурга, мол, новый русский император предлагает самому Фридриху полностью написать текст мирного договора. Уникальный случай, когда победившая в войне страна была согласна на любые условия.

«Природа наделила меня чувствительным и благодарным сердцем, я искренне тронут всем, что для меня сделано вашим императорским величеством», – это уже ошарашенный Фридрих рассыпается в комплиментах перед Петром III.

Оборонительный союз между Россией и Пруссией

С составлением мира он, конечно, не медлил. В Петербурге был подписан документ, в котором признавалось священное право прусского короля на все его земли. И больше того, истерзанной войной Пруссии обещался скорый оборонительный союз. С этим немецкая дипломатия тоже не затягивала, уже к лету были готовы основные положения будущего союза. Они оговаривали общие действия двух держав относительно Польши, относительно Дании, с которой Петр III задумывал большую войну из-за собственных голштинских интересов. Главное, Пруссия и Россия обязывались помогать друг другу войсками в случае войны с третьими государствами.

Петр III и Фридрих II

В те же дни Петр III бурно праздновал все эти трактаты с милым его сердцу Фридрихом. Доходило до довольно комичных и грустных одновременно сцен. Так русский император радостно демонстрировал перстень с ликом короля, и хвастал тем, что тот назначил его командовать каким-то прусским полком. Наконец, по воспоминаниям французского посланника он поднял за Фридриха тост:

«Выпьем за здоровье нашего короля… Вы можете его заверить, что если он прикажет, я пойду воевать в ад».

Дворцовый переворот

Подобные сцены, нелепые для русского императора, собственно и стали для него приговором.

Эти договоры с Пруссией сказались, прежде всего, на внутренней жизни страны. Русский двор не мог больше терпеть монарха, который бы так открыто желал угодить правителю другой страны, причем той, которую только что вроде бы победили в Семилетней войне. Уже в конце месяца гвардейцы посадили на место Петра III его супругу Екатерину II.

Екатерина II

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера