7 июля. Чесменское сражение

7 июля – День воинской славы России. В этот день в 1770 году русский флот одержал победу в Чесменском сражении.

Поход русского флота через Средиземное море

Плавания балтийского флота в XVIII веке обычно ограничивались так называемой Маркизовой лужей, частью Балтики между Петербургом и Кронштадтом. А тут сразу несколько эскадр должны были обогнуть всю Европу, и через Гибралтар добраться до острова Минорки. Там была назначена точка сбора. Первой в августе 1769 года в путь пошла эскадра адмирала Григория Спиридова. И уже в Дании ей пришлось нанимать новый штат матросов, так как больные исчислялись сотнями. А до Англии из 15-ти крупных кораблей не добрался каждый третий. В таком состоянии находилась их материальная часть.

Адмирал Григорий Андреевич Спиридов

«До сего числа еще ни один час не прошел, когда бы я без прискорбности пробыл», – так писал адмирал Спиридов своему командующему графу Орлову.

Русский флот должен был помогать восставшим против турецкого владычества грекам, но и у них дела шли неважно. Турки отчаянно защищали самые маленькие крепостицы. Поэтому решено было основной вес удара перенести на море. В начале лета две балтийские эскадры удалось собрать в один кулак. А 22 июня из материковой Греции на борт флагмана прибыл и командующий граф Орлов.

Граф Алексей Орлов

Несколько слов об Алексее Орлове. Этот человек к морю, казалось, не имел никакого отношения. Зато всю жизнь он служил в гвардии и был приближенным императрицы Екатерины II. И что важно – именно он оказался фактически идеологом борьбы с Турцией. Он убедил государыню в том, что Россия должна помочь греческим повстанцам. На первый взгляд, назначение такого человека командующим морскими силами – ошибка. Однако жизнь показала, что Алексей Орлов сумел быстро примирить двух русских адмиралов, Спиридова и Эльфинстона. И уже под его командованием русский флот открыл погоню за вдвое большим турецким.

Граф Алексей Орлов

Хиосское сражение

5 июля 1770 года в Хиосском проливе состоялась репетиция генерального сражения. Но турецкий капудан-паша счел за благо скрыться в соседней Чесменской бухте. Его 16 линейных кораблей встали в глухую оборону, а по бокам их покой теперь сторожили еще и береговые батареи. Казалось бы, что теперь могли им противопоставить 9 русских линейных кораблей. Но на совете русских командующих довольно быстро созрел план действий.

Хиосское сражение

Чесменское сражение

На следующий день 6 июля в 17:00 у входа в бухту встал бомбардирский корабль «Гром», который открыл беспокоящий огонь по турецкому флоту. Потом уже в темноте к нему подошли еще три линейных корабля. Это было начало. На самом деле эти силы только отвлекали внимание турок от четырех брандеров. Брандерами называли в ту эпоху самоубийственные суда, которые поджигали и направляли в сторону врага. Три командира этих плавающих факелов свою задачу не выполнили. Все решила самоотверженность лейтенанта Дмитрия Ильина. Он единственный свое хлипкое суденышко, груженное массой горючих веществ, довел до цели. Его борт сцепился с бортом 84-пушечной турецкой громадины. Как только Ильин с группкой своих помощников бежал на шлюпке обратно, за их спиной взвился колоссальный пожар. К утру 7 июля 1770 года со всем турецким флотом, скученным в Чесменской бухте, было покончено.

Подрыв турецкого линейного корабля брандером Ильина

Отклик на эту победу в России был самый восторженный. И правда, часто ли бывало, что флот, претерпевший столько мучений, вдвое уступающий числом неприятелю, мог малыми потерями добиться такого успеха. В сущности, все сильнейшие турецкие корабли погибли в ту ночь в своей бухте. Граф Алексей Орлов отныне получил право именоваться князем Чесменским. И тогда же была выбита памятная медаль с выразительной надписью «Былъ». Под этим одним словом имелся в виду, конечно, турецкий флот. Он «был», «а теперь его нет».

Медаль «В память Чесменской битвы»

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера