25 июля. Феодор Варяг и сын его Иоанн

25 июля нового стиля – день памяти Феодора Варяга и сына его Иоанна. Первых святых на русской земле.

Принятие Христианства на Руси

До нас дошло предание о том, как святому равноапостольному великому князю Владимиру впервые рассказали о вере в далеком Царьграде. Именно в тот момент, когда он выбирал, по какому пути он поведет свою пока еще языческую землю.

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом… Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

«Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», – сказали окружающие князю.

Святой равноапостольный князь Владимир

Теперь мы ясно понимаем: много было причин, по которым киевский князь хотел покончить с языческими традициями. Одна из них – это жертвоприношение, воздаваемое идолам во время эпидемий и неурожаев. Летописец Нестор описывал их так:

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором… И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».

Слова эти подтверждал и немецкий миссионер Гельмольд, писавший, что богу Святовиту язычники «ежегодно приносят в жертву человека, какого укажет жребий».

Христиане и язычники

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн

Одним из таких человеческих агнцев должен был стать Иоанн, сын перешедшего в христианство княжеского дружинника Феодора, к которому нагрянули язычники и потребовали выдать сына.

«Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам», – так возразил Феодор и выгнал вон из дома непрошеных гостей.

Феодор Варяг и сын его Иоанн

Но те и не думали сдаваться. Собрав толпу, язычники снова явились в христианский дом и исполнили задуманное, погубив Феодора и сына его.

Узнавши о случившемся, князь Владимир был настолько потрясен произошедшим, что на месте гибели страстотерпцев воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы. В стены этой церкви были перенесены останки княгини Ольги, а позднее похоронены сам князь Владимир Святославич и его супруга, византийская царевна Анна. Только в начале XX века во время археологических раскопок возле церкви нашли остатки дома, предположительно принадлежавшего «русским гражданам Небесного града», как назвал Феодора и Иоанна святитель Киево-Печерского монастыря епископ Симон.

Федор и Иоанн - первые мученики на Руси

Русские мученики и исповедники

К сожалению, став первыми убиенными, отец и сын не стали последними. За более чем тысячелетний период со дня крещения Руси, количество пострадавших за христианскую веру лишь увеличивалось. Особенно показательным стало прошлое столетие, когда служители церкви, верующие погибали тысячами.

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда – явным и открытым, иногда – скрытым и вероломным», – так писал сербский доктор богословия Иустин (Попович).

Святой мученик Феодор Варяг и сын его Иоанн

Весьма вероятно, этот эпизод серьезно повлиял на решение святого князя Владимира принять христианство. В XI веке, одними из первых, мученики отец и сын, были канонизированы.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера