17 августа. Пушкинский музей

В этот день 17 августа 1898 года заложено здание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Конюшенный двор и пересыльный острог

До середины XVI века на московской земле неподалеку от Храма Трех Святителей располагался Конюшенный или Колымажный двор, на котором были сосредоточены все здания и средства для царского передвижения – каретные сараи, конюшни, жилье для конюхов, склад сбруи и даже дворцовая конюшенная канцелярия. Через 200 лет территорию Колымажного двора отвели под пересыльную тюрьму, из стен которой совершил побег известный революционер Ярослав Домбровский, участник Парижской коммуны. Но вскоре и острог пошел под снос.

Замысел создания художественного центра

И вот за заброшенный кусок земли открыл борьбу Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета.

Иван Цветаев

На первом съезде русских художников, созванном по случаю передачи в дар Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев выступил с речью. Докладчик подчеркнул, что у русских студентов нет финансовой возможности для совершения заграничных пансионов, а значит необходимо создание художественного центра, где студенты и выпускники могли бы знакомиться с ведущими произведениями мировой живописи. Предложенная инициатива встретила одобрение государя и городских руководителей.

Строительство Пушкинского музея

С участием 19 русских зодчих был проведен конкурс на лучший проект музея. Первое место было отдано эскизу Романа Клейна, считавшегося одним из самых плодовитых мастеров промышленной архитектуры своего времени.

Роман Иванович Клейн

В течение 12 лет команда архитекторов, среди которых был будущий создатель Шуховской телебашни Владимир Шухов, помогала Клейну воплотить проект в жизнь. Активное участие в деле принимал и вице-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов. Великий князь в частности отмечал:

«По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры».

Великому князю принадлежала идея отдавать залы музея под покровительство меценатов, предпринимавших максимум усилий вопреки трудностям. Одним из таких людей стал фабрикант – «хрустальный король» Юрий Нечаев-Мальцов, благодаря которому музей и состоялся. Этот замечательный меценат внес в бюджет музея порядка 2,5 миллионов рублей, в то время, как государственная казна – 200 тысяч рублей.

Юрий Нечаев-Мальцов

Мальцов не без гордости говорил:

«Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».

«Такой покровитель музея стоит мне целого десятка московских купцов и бояр», отмечал Цветаев.

На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов

Искусствовед и меценат сплотились в общем порыве настолько, что их тандем получил прозвище «Цветаев-Мальцов». А создание музея, судя по всему, стало главным делом их жизней. После официального открытия музея, оба ушли из земной жизни в течение месяца.

Музей был наречен именем государя Александра III, а после падения монархии сменил название на «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».

Музей Александра III

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера