В этот день 17 августа 1898 года заложено здание Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Конюшенный двор и пересыльный острог
До середины XVI века на московской земле неподалеку от Храма Трех Святителей располагался Конюшенный или Колымажный двор, на котором были сосредоточены все здания и средства для царского передвижения – каретные сараи, конюшни, жилье для конюхов, склад сбруи и даже дворцовая конюшенная канцелярия. Через 200 лет территорию Колымажного двора отвели под пересыльную тюрьму, из стен которой совершил побег известный революционер Ярослав Домбровский, участник Парижской коммуны. Но вскоре и острог пошел под снос.
Замысел создания художественного центра
И вот за заброшенный кусок земли открыл борьбу Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета.
На первом съезде русских художников, созванном по случаю передачи в дар Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев выступил с речью. Докладчик подчеркнул, что у русских студентов нет финансовой возможности для совершения заграничных пансионов, а значит необходимо создание художественного центра, где студенты и выпускники могли бы знакомиться с ведущими произведениями мировой живописи. Предложенная инициатива встретила одобрение государя и городских руководителей.
Строительство Пушкинского музея
С участием 19 русских зодчих был проведен конкурс на лучший проект музея. Первое место было отдано эскизу Романа Клейна, считавшегося одним из самых плодовитых мастеров промышленной архитектуры своего времени.
В течение 12 лет команда архитекторов, среди которых был будущий создатель Шуховской телебашни Владимир Шухов, помогала Клейну воплотить проект в жизнь. Активное участие в деле принимал и вице-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов. Великий князь в частности отмечал:
«По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры».
Великому князю принадлежала идея отдавать залы музея под покровительство меценатов, предпринимавших максимум усилий вопреки трудностям. Одним из таких людей стал фабрикант – «хрустальный король» Юрий Нечаев-Мальцов, благодаря которому музей и состоялся. Этот замечательный меценат внес в бюджет музея порядка 2,5 миллионов рублей, в то время, как государственная казна – 200 тысяч рублей.
Мальцов не без гордости говорил:
«Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей».
«Такой покровитель музея стоит мне целого десятка московских купцов и бояр», отмечал Цветаев.
Искусствовед и меценат сплотились в общем порыве настолько, что их тандем получил прозвище «Цветаев-Мальцов». А создание музея, судя по всему, стало главным делом их жизней. После официального открытия музея, оба ушли из земной жизни в течение месяца.
Музей был наречен именем государя Александра III, а после падения монархии сменил название на «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».