2 сентября. Одесса

В этот день 2 сентября 1794 года были забиты первые сваи в основание нового города на берегу Черного моря – Одессы.

Одесса при императоре Павле I

Несмотря на то, что после первой переписи, проведенной в 1795 году, в Одессе уже насчитывалось порядка двух тысяч жителей, рост самого города начал замедляться. Все из-за указа русского императора Павла I, который в отличие от своей матушки-государыни Екатерины II, посчитал, что Одессе негоже быть большим торговым городом.

«Одесский порт по неудобности его не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом…, а окончатся только начатые строением…», – так гласил государев указ от 30 марта 1797 года.

Павел I

Роль апельсинов в истории Одессы

Спасли положение одесские купцы. Узнав о том, что монарх планирует вернуть в казну выделенные на строительство нового порта 250 тысяч рублей золотом, купцы отправили императору несколько телег с гостинцами, да ни с чем-нибудь, а с апельсинами, которые Павел I очень любил. Померанцы, так называли на Руси апельсины, считались страшным деликатесом. Их доставляли в столицу длинно и долго по Балтийскому морю. И уже на императорский стол они подавались слегка подгнившими. Для сохранности же одесские цитрусы окурили серой, завернули в вощеную бумагу. Отведав свежайшего лакомства, Павел изменил свое решение.

Памятник апельсину в Одессе

«Все мне наврали об Одессе и ее горожанах. Весьма нужный подарок сей».

Одесса при государе Александре I и Герцоге де Ришелье

Через несколько лет новый государь Александр I внес свою лепту в развитие Одессы. Он не только продлил городские льготы еще на 25 лет, но и навсегда освободил жителей от воинской повинности. Градоначальником Одессы с неограниченными полномочиями был поставлен француз Арман-Эммануэль Герцог де Ришелье. И в своем выборе Александр I не ошибся. Деньги из городского бюджета выделялись на строительство дорог, мостов, домов, лазаретов. Город расцветал и засаживался привезенными из Италии акациями. Росло и количество жителей, среди которых было много иностранцев: греки, болгары, поляки, турки, немцы.

Государь Александр I и Герцог де Ришелье

В течение десяти лет Ришелье неустанно трудился над процветанием «лучшей жемчужины в русской короне», как он любя называл Одессу. И когда ему пришлось поменять свой пост градоначальника на должность премьера Франции, то сделал он это с большой неохотой.

Генерал-губернатор Андро Ланжерон. Порто-франко

На посту Ришелье сменил другой француз, граф Андро Ланжерон. Он продолжил начатую предшественником инициативу, и Одесса на 40 лет получила статус порто-франко – города беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Чтобы за чертой Одессы таможенные пошлины исправно взимались, вокруг города вырыли ров длиной 25 километров и глубиной 2 метра. Эту линию-границу назвали порто-франковской. Прибыль не заставила себя ждать. Уже через 5 лет государственная казна пополнилась деньгами, составлявшими седьмую часть всех доходов России.

Одесса в XIX веке

Однако, несмотря на ощутимое процветание города, порто-франко стало приносить и ощутимые минусы. Таможенники просто-напросто не справлялись с валом товаров, наводнивших Одессу. Товары стали проходить через таможню практически без досмотра, а предприниматели стали биться друг с другом за каждый клочок земли.

Не дремали и контрабандисты, потери от действий которых составляли ежемесячно от 200 до 400 тысяч рублей. Стоит сказать, что контрабандисты придумали ловкие ходы. Под городским рвом они прорыли свои тоннели, которые соединили с основными галереями, куда беспрепятственно и приносили свои товары.

Вид на одесскую гавань

Так эксперимент с одесским порто-франко был завершен, а разбогатевшая Одесса продолжила «цвести и пахнуть» уже в рамках свободной торговли. К середине XIX века, во времена правления князя Михаила Воронцова для Одессы наступил «золотой век». А сама Южная Пальмира стала третьим-четвертым городом империи по народонаселению, качеству и удобству жизни.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера