Ритм евхаристической жизни

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Причастие для христианина является источником жизни. Нет большей радости для нас, как принять в себя Христа!

Ритм евхаристической жизни

Ритм евхаристической жизни определяет, насколько часто христианин приступает к Святой Чаше. Из Деяний Апостолов мы узнаем, что в первых христианских общинах верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Другие свидетельства церковного Предания также позволяют считать нормой ранней Церкви каждодневное приобщение Святым Тайнам. В IV веке эта норма тоже определяется в качестве основной; свт. Василий Великий пишет: «Приобщатися каждый день и воспринимать Тело Святое и Кровь Христову добро есть и полезно».

Свт. Василий Великий

Церковные каноны определяют в качестве основного правила, регулирующего ритм евхаристической жизни христианина, обязательное причащение за каждой литургией, но не реже раза в три недели. Основные положения этого правила мы находим в связке 8 и 9-го Апостольских правил. Согласно 8-му Апостольскому правилу, священнослужитель, не причастившийся при совершении Приношения, должен быть отлучен от общения церковного как ставший «причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал (Приношение)». Это правило сейчас исполняется: каждый священник, совершая Бескровную Жертву, обязан причаститься Святых Тайн.

Причащение

9-е Апостольское правило определяет мирян в тех же церковноправовых границах: «Всех верных, входящих в церковь и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения». Положения 9-го Апостольского правила повторяет 2-е правило Антиохийского собора 341 года (причиной явилось, по всей видимости, пренебрежение мирянами необходимости обязательного причащения за каждой литургией): «Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и, таким образом, возмогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлученными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне церковного общения; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине».

Литургия в храме

«Причащаться должно нередко и не просто каждый день, но с чистою совестью»

Ограничения частого причащения Святых Тайн не имеют под собой ни нормативного, ни уставного основания. Само существование на местах такого явления в церковной литературе оценивается резко отрицательно. Как правило, оно связывается с небрежением и охлаждением в вере. У прп. Феодора Студита в письме к Епафарии мы находим такие слова: «…почему ты столько лет редко причащаешься? Это должно иметь какое-нибудь основание. Причащаться должно нередко и не просто каждый день, но с чистою совестью». Очевидно, каждодневное причащение не было нормой евхаристической жизни, распространенной только в ранней Церкви, свидетельство прп. Феодора Студита показывает, что и в IX веке христиане должны были причащаться всякий раз, когда присутствовали на литургии. Причиной редкого причащения прп. Феодор называет нерадение: «Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный, а если в иной день бывает литургия, нет. Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться Святых Таин; а ныне редко и редко, где так причащаются».

Таинство причащения

В евхаристической гимнографии центральной нитью проходит мысль о недостойном причащении во исцеление души и тела. Поэтому средства подготовки христианина к «достойному» принятию Таинства не делают его «достойнее» Тела и Крови Христа. Все церковные средства приготовления (молитва, пост, святая жизнь и т. д.) к приобщению Святым Тайнам направлены только на осознание, во-первых, своего недостоинства, и, во-вторых, крайней необходимости участия в бескровной Жертве Христа. Если человек, уделяя чрезмерное внимание средствам, не достигает цели, средство перестает быть средством. Поэтому воздержание от святого Причащения не может вообще считаться таким средством.

Прп. Иоанн Кассиан наиболее ясно выразил эту мысль: «…мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что осознаём себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойным принятия такой благодати, мы желали больше врачества для наших ран. А иначе в год нельзя достойно принимать Причащения, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый Господский День принимали их для уврачевания наших недугов, нежели превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».

Таинство Евхаристии

Невозможно быть достойным Святых Тела и Крови Спасителя мира. Они всегда даются нам даром, по нашей великой нужде, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6: 53-54). Само Таинство носит наименование Евхаристии, что значит «благодарение». Мы благодарим Бога за то, что, будучи недостойными, причащаемся в единство со Христом и жизнь вечную. Недостойно причаститься возможно (1 Кор. 11: 29), достойно – нет. Мнение о том, что нельзя часто причащаться «по недостоинству» совершенно нецерковно и даже просто неосновательно, поскольку достойным Причастия христианин не может стать ни при каких обстоятельствах. Поэтому христианин должен всеми силами стремиться благодарить Бога за Его великий Дар, регулярно участвуя в «Жертве благодарения» – Евхаристии.

Таинство причащения (Евхаристия)

Существует сфера церковно-правовых отношений, предполагающая возможным ограничить частое причащение живущих в миру. Так, брак налагает на христианина некоторые ограничения и в отношении частого приобщения Святым Тайнам. Супружеская жизнь предполагает устоявшимся супружеское общение, от которого, по словам апостола Павла, христиане должны воздерживаться на время поста и молитвы: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5)» В том случае, если излишняя ревность к евхаристической церковной жизни наносит ущерб семейным отношениям, священник должен ограничить частое причащение мирянина. Основанием этого ограничения являются, прежде всего, слова апостола Павла о взаимном согласии на воздержание и каноны Церкви. 14-е правило Гангрского собора прямо свидетельствует: «Если какая-нибудь жена оставит мужа и отойти восхочет, гнушаясь браком, да будет под клятвой». То же самое правило действует и в отношении мужей. Поэтому каждодневное (или за каждой литургией) причащение может быть признано действительной нормой только для монашествующих и одиноких мирян, ведущих целомудренный образ жизни. К православным христианам, состоящим в супружестве, эта норма может быть применена при наличии определенных условий (например, преклонный возраст, тяжелая болезнь).

В очереди к Причастию

Особо следует отметить, что определение священником возможности для мирянина приступить к Святым Тайнам должно производиться на Исповеди, в процессе которой христианин открывает свою совесть и, тем самым, дает основание священнику принять правильное решение.

Совершенно недопустим отказ в приобщении непосредственно перед Святой Чашей! Равно недопустимы и совершенно неуместны допросы, устраиваемые священником перед Святыми Дарами, поскольку для этого в Русской  Православной Церкви определено свое время и место (Исповедь). Исключением являются только те случаи, когда миряне дерзают подходить к Святыне, минуя Исповедь.

Ритм евхаристической жизни

Почему Таинство Причастия – самое важное в христианстве?

На главную страницу сайта - Семья и Вера