В этот день 28 сентября 1797 года родился адмирал Федор Петрович Литке. Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, президент Академии Наук.
Мореплаватель Федор Петрович Литке
Федор Литке – «человек и пароход». В честь этого адмирала были названы корабли (один из первых русских ледоколов), острова и пролив в северных морях, которым он посвятил большую часть своей жизни. Детство же Федора Петровича не обещало таких перспектив. Он рано потерял родителей, поэтому регулярного образования так и не получил. Труди по истории, философии, астрономии и географии он осваивал самостоятельно.
Морская служба
Переломным моментом в жизни Федора стал брак его сестры с капитаном 2-го ранга Иваном Сульменевым. Именно благодаря новоявленному родственнику Литке был очарован морем. Уже в 1812 году по ходатайству Сульменева Федор Петрович был принят волонтером в гребную флотилию, и вскоре произведен в гардемарины. Рвение, которое Литке проявил в постижении наук, не осталось незамеченным – в 1817 году его определили старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка». Таким образом, исполнилась заветная мечта Федора Литке – о кругосветном плавании. За три года экспедиции кроме опыта Литке приобрел новых друзей – Фердинанда Врангеля, в будущем известного путешественника, и одноклассника Пушкина – Федора Матюшкина, тоже будущего адмирала. Вообще все эти первые кругосветки стали самой большой кузницей кадров для русского флота. И периодом его славы.
Научные экспедиции и кругосветное путешествие
В 1821 году, когда Федору Петровичу было лишь 24 года, он сам возглавил экспедицию в Арктику для составления карт и описания берега Новой Земли. Это впервые принесло офицеру признание в научном мире. А в 1826 году началась новая его кругосветка и девятнадцатая в нашей истории. Причем ее часто считают одной из самых удачных. На шлюпе «Сенявин» Литке вышел в холодные северные воды Тихого океана. За три года были определены координаты важнейших пунктов Камчатки, описаны неизвестные в то время острова, исследован архипелаг Каролинский. В пути проводились астрономические и физические наблюдения.
Вот одна из оценок этого плавания:
«После кругосветного плавания на «Сенявине» имя Литке сделалось известным всему образованному миру и поставлено в ряду замечательнейших путешественников и мореплавателей нашего века».
Федор Литке и великий князь Константин Николаевич
По возвращению из путешествия Литке был избран членом-корреспондентом Академии наук. Однако после столь успешной кампании мореплавателю пришлось изменить род своей деятельности: государь Николай I назначил его воспитателем своего сына, пятилетнего великого князя Константина Николаевича. Литке был на самом деле расстроен, что это разлучает его с морем:
«Служба моя во многом противна и природе моей, и потребностям душевным».
Однако выполнил новую для себя обязанность просто блестяще. Литке посвятил воспитанию Константина 16 лет. В итоге великий князь стал одним из самых видных представителей династии. Как и его воспитатель, он полюбил морское дело, стал управлять морским ведомством на правах министра, провел ряд важнейших реформ, среди которых была замена парусного флота паровым и запрет во флоте телесных наказаний.
Учреждение Русского географического общества
Но самой значимой заслугой Федора Литке иногда считают учреждение в 1845 году Русского географического общества. Среди его соучредителей были такие известные личности и друзья Литке, как адмиралы Иван Крузенштерн и Фердинанд Врангель, астроном Василий Струве. Общество пользовалось расположением и личной поддержкой императора, а первым ее президентом стал ученик Федора Петровича – великий князь Константин Николаевич.
Целью этого общества, по словам самого основателя, стало «… собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли».
Долгое время Федор Петрович был вице-председателем созданного им Географического общества. Лучше всего его охарактеризовал биограф академик Безобразов:
«… в генеалогии Литке можно заметить разве только одну нравственную черту, проходящую через три поколения: неодолимую наклонность к умственной деятельности и наукам… Во всем остальном он обязан самому себе, энергии своих личных усилий и своим врожденным дарованиям».