Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Статус родителя обязывает быть ответственным в воспитании наших детей. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если ты хорошо воспитаешь сына своего, то и он – своего сына, а этот – своего сына; и как бы некоторая цепь и ряд прекрасной жизни будет продолжаться навсегда, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках».
Наша главная задача – быть добрым примером для детей. Эта, можно сказать практическая сторона воспитания, может дать больше плодов, чем бесконечные беседы и назидания. Хотя и они играют немалую роль.
Перед Вами несколько добрых советов, которые могут помочь родителям установить со своими детками правильные родительско-детские отношения.
Важные советы родителям
- Не ставить ребёнка в семье в особо привилегированное положение. Поэтому не стоить выделять его как маленького. Гораздо важнее, чтобы ребёнок чувствовал равенство в семейном коллективе.
- Лучшее место, первый кусок должны быть предоставлены не ребёнку, а отцу семейства. Иначе ребёнок будет впитывать в себя дух эгоизма.
- Нужно уметь давать твердые и решительные отказы ребёнку, если его желания не соответствуют возможностям семьи.
- Важно научить ребёнка учитывать интересы и желания старших. Взрослые должны отдыхать и заниматься делами.
- В семье должно взращиваться уважительное отношение друг к другу. Важно уметь выслушивать мнение ребёнка, давать ему возможность принимать участие в семейных советах и т.п.
- У ребёнка должен быть закрепленный круг обязанностей, за которым родителям стоит неотступно следить. Важно научить проявлять заботу о старших через конкретные поручения: «Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», «Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь», «Играй тихо – взрослые отдыхают», «Эту половину съешь сам, а эту оставь сестре» и т. п.).
- Ребёнок должен научиться общаться с другими детьми (делиться игрушками, лакомствами), доброжелательно относиться к взрослым. Только родители могут их в этом наставить и дать правильный пример.
- Родителям надо поощрять и закладывать в детях такие социально привлекательные качества, как умение уступать удобное место взрослым, проявлять заботу о старших членах семьи, разделять радости и огорчения семьи и т.д.
- Уважение ребёнка к взрослым достигается не через приказы, а самим образом жизни, отношением к людям, к труду, общественному положению самих родителей.
- Неприемлемо проявление дошкольниками панибратства, грубости по отношению к взрослым.
- Дети должны быть в разумной мере просвещены информацией о работе близких, их общественных делах. Не помешает рассказать о наградах, если они имеются о кого-либо из членов семьи. Рассказать за что и как они получены.
- Предоставлять возможность ребенку проявлять заботу о людях и животных, упражняться в добрых поступках.
- Ребёнок дает то, что с него спрашивают. Ребёнок всегда старается оправдать доверие, оказанное ему, так как детский возраст отличает высокая степень внушаемости.
- Грубое слово, насмешка могут очень сильно ранить детскую душу. Не стоит высмеивать и попирать достоинство.
- Хорошо найти ту середину детско-родительских отношений, когда с ребёнком обращаются как со взрослым, но с «поправкой» на детство.
- У детей должно быть чувство собственного достоинства. Так они адекватно и правильно реагируют на родительское слово, восприимчивы к педагогическим воздействиям.
- Требования к ребёнку должны быть последовательными, справедливыми и обоснованными. Отменять решения допустимо только в исключительных случаях.
- Правила, установленные в семье должны соблюдаться всеми её членами. Трудно добиться успехов в воспитании, если родителя запрещая что-то ребёнку, позволяют это себе.
- Любое воздействие на ребёнка должно начинаться с мягких мер. Только исключительные случае могут быть поводом для применения более сильных.
- Четкий режим и содержательная жизнь ребенка – основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов.