Медицинские представления Древней Руси

Здравствуйте, дорогие друзья!

Современная медицина, как во всем мире, так и в России имеет большие достижения и успехи. Многие болезни стали излечимы, многие жизни стало возможным спасти!

На Руси первые письменные упоминания о медицине начали появляться в XI веке. В те времена христианство широко распространялось на русской земле. В связи с этим записи о медицине тесно переплетаются и связываются с религиозными представлениями людей того времени.

Какой же путь прошла эта великая наука, служа человечеству? Об основных вехах становления медицины на Руси наша сегодняшняя статья.

Медицинские представления Древней Руси

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к  XI веку. В Древней Руси врачей называли лечцами, о чем сохранились записи в летописях.

Медицина на Руси

При Ярославе Мудром в первой четверти  XI   века был составлен свод русских законов «Краткая Русская Правда». В нем сохранились письменные упоминания о медицине на Руси. Секреты врачевания передавались от лечца к лечцу по наследству. В начале XI века уже были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении в книгах, называемых «Изборники».  Были приведены рекомендации по содержанию тела в чистоте, некоторые советы по питанию в разные времена года. В них также содержались фрагменты библейских книг и сочинения византийских писателей. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

Библиотека Ярослава Мудрого

Русская баня

Первые упоминания о целебной силе русской паровой бани можно найти в летописи Нестора от  XI века. С древнейших времен в бане лечили простуду, болезни суставов, кожные заболевания. Также в банях проводили лечебные правки и ладки.

Легендарный  рассказ Андрея Первозванского о банях находится в «Повести временных лет»:  «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут».

Русская баня

Квасом обливались, так как он использовался в качестве моющего средства. Есть упоминания о моющем средстве «мыльной траве».

Практика анатомического вскрытия долгое время не принималась на Руси

Никакая медицина невозможна без изучения и знания анатомии. Первые сведения находятся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского. Эта книга широко использовалась и переписывалась на Руси с  X до XVIII века. Книга эта получила такое название, так как в ней рассказывается о творении мира в течение шести дней. Особенно подробно в «Шестодневе» описывается сердце и мозг. Сердце называется «князем и владыкой» человеческого тела. Были на Руси и другие варианты Шестоднева. Красной нитью в них проходит мысль о том, что Господь ведет каждого человека к цели для осуществления намеченного («обреченного») Богом развития.

Шестоднев Иоанна Болгарского

В христианских книгах часто встречается при анатомических описаниях некий символизм. Например, твердое небо ассоциируется с обителью Бога, называется  «горница», «палата», «небесник».

Догмат о троичности Бога интересным образом раскрывается в анатомических иллюстрациях московского священника Ермолая в «Книге о святой Троице». Три вещи: ум, слово и душа составляют бесплотную часть человека. В физическом отношении человек также состоит из трех частей: голова, туловище и конечности. Голова состоит из лба, верхней и нижней челюсти, рука – из мышцы, локтя и длани, длань – из «трехчленовенных» пальцев. Также автор добавляет, что даже если некая часть человека не имеет видимой третье части, недостающая часть восполняется из «невидимых умных». Так, к двум глазам добавлено «невидимое умное око», к двум ушам – третье, «душевное».

Ермолай-Еразм

Некоторые исследователи-историки выражают мнение, что первый отечественный медицинский трактат был написан Евпраксией Мстиславовной, дочерью Владимира Мономаха в начале XII века. Возможно по причине того, что она очень интересовалась медициной и занималась лечением, получила прозвище «Добродея». А к 30-м годам XII века относится составленное ею сочинение в пяти частях на греческом языке «Мази». В этой работе содержатся медицинские сведения того времени и собственные наблюдения, особенно о женских болезнях и уходе за новорожденными. Вот названия некоторых глав: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребенком».

Добродея

Вопросы об анатомическом вскрытии на Руси развивались достаточно медленно.  Даже при просвещенном Борисе Годунове не обсуждали подобные темы. Когда в Москве от дизентерии умер датский принц, жених его дочери Ксении, Борис отговорил сопровождавших гостя датских врачей от того, чтобы анатомировать тело перед бальзамированием и отправкой на родину.

Только с указом Петра от 1718 года было установлено обязательное привлечение врачей для вскрытия трупов умерших от насильственной смерти.

Медицинские представления Древней Руси

Отношение Церкви к медицине

На главную страницу сайта - Семья и Вера