23 октября. «Георгий Седов»

В этот день 23 октября 1937 года начался арктический дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов».

Исследования Арктики

Начиная с 30-х годов XX века Советский Союз активно исследовал Арктику. В результате острова и побережье «ниже» Северного полюса были изучены почти полностью. Необследованными оставались лишь некоторые высокие широты. Летом 1937 года первая полярная станция, в составе четырех советских полярников, во главе с Иваном Папаниным, успешно проработала на льдине 274 дня. Но провести круглогодичные исследования в тех условиях не представлялось возможным.

Ледокольный пароход «Георгий Седов»

Легендарный арктический дрейф

Задача была решена неожиданным для всех способом, когда ледокольный пароход «Седов» поспешил на помощь застрявшим во льдах кораблям – «Садко» и «Малыгину». В итоге спасательной операции «Седов» сам потребовал спасения. На нем было сломано рулевое управление, и с Большой земли поступил приказ остаться на зимовку, а заодно начать научные наблюдения. На кораблях было оставлено минимальное количество экипажа, к ним был «закинут» солидный запас одежды и продовольствия.

Маршрут «Георгия Седова»

«Мы, экипаж «Седова», оставшийся в дрейфе в Центральном Полярном бассейне, считаем за великую честь оказанное нам доверие быть первыми в неизведанных широтах Северного Ледовитого океана…», – такие слова полярники телеграфировали в столицу.

Руководство страны твердо было намерено эту – в общем-то, нештатную ситуацию – превратить в героическую эпопею. За ней следили все газеты страны. Летом следующего года ледокол Ермак смог вызволить из арктического плена два первых корабля – «Садко» и «Малыгин». К «Седову» же  направили ледокол «Иосиф Сталин». Однако корабль ничего поделать не смог. Арктические льды пошли в атаку на самого пленника. Из-за сильного крена на правый бок машинное отделение стало затапливать водой. Титаническими усилиями механики заткнули дыру, и только это спасло «Седов» от затопления. Но не от очередной зимовки…

«Г. Седов» во льдах

После первого года арктического дрейфа команда получила поздравление от руководства страны:

«В годовщину дрейфа шлем вам и всему экипажу «Седова» горячий привет. Уверены, что… вы преодолеете все трудности на вашем пути и вернетесь на родину победителями. Жмем ваши руки, товарищи!»

Однако до окончательной победы было еще почти два года. Чтобы подбодрить себя, команда старалась не закисать – слушали радио и даже выпускали свою газету под названием «Мы победим».

Дрейф седовцев

Завершение и итоги дрейфа

И Арктика сдалась. В ноябре 1939 года «Седов» начало сносить на юг. «Надо не прозевать, все сделать вовремя», – поступил новый наказ из центра, который на сей раз был исполнен. В январе 1940 года к дрейфующему судну смог приблизиться ледокол «Иосиф Сталин», и дрейф «Седова», продолжавшийся 812 суток, был завершен.

Поставленные научные задачи экипаж выполнил на «пять», хотя среди команды не было профессиональных ученых. Были получены данные по гидрологии, метеорологии, более точно определены разные географические координаты. Легенда о существовании некой «Земли Санникова» потерпела окончательное фиаско.

«Г. Седов»

Дальнейшая судьба судна

Скажем также, команда ледокола «Седов» проявила себя и в дальнейшем. Было это в Великую Отечественную в составе Беломорской военной флотилии. Вот так «Седов» пережил и длиннейшую арктическую одиссею, и войну. В отличие от двух других собратьев, вызволенных из ледяного плена. «Садко» затонул, наткнувшись на мель в сентябре 1941 года. «Малыгин» погиб еще раньше в шторме в октябре 1940 года, вместе со всем своим экипажем. Порой море «требует» от людей не только выносливости и стойкости, но и их жизней.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера