О чем жалеют старики на пороге вечности

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Один из волонтеров в Доме престарелых, Анна Аникина, записала несколько заметок, которые будет полезно прочитать всем, кто только начинает жить взрослой жизнью или находится на середине этого пути.

На пороге вечности

Первое, о чем жалеют более всего практически все старые люди, что родили мало детей.

Одна старушка сожалела, что они с мужем родили только одну дочь и так и не решились на рождение ещё братика или сестренки. А вся причина заключалась в очень стесненных условиях жизни: маленькая коммунальная комната на пятерых человек, с родителями. И казалось, что нет никакой возможности родить ещё кого-то. Ведь даже кроватку поставить некуда. А потом мужу дали по служебной линии просторную квартиру. Но время прошло, и возраст не позволял рожать детей.

Семья в коммунальной квартире

Другая женщина сокрушенно восклицала: «Ну и зачем я не родила пятерых!». Был и достаток, и квартира. Но старались жить как все: у всех один ребёнок – и у нас.

Работа в ущерб семье

Некоторые сожалели о том, что много работали в ущерб семье. Одна работала на очень нервной работе, кладовщицей. Все время боялась недостачи, которая могла привести к суду и тюрьме. Хотя у мужа был хороший оклад. И возможно было совершенно спокойно оставить такую неспокойную должность и заниматься семьей и детьми. «Тридцать лет на химическом производстве…», – сокрушалась третья. В итоге серьезные проблемы со здоровьем: зубы, желудок больной, гинекология. И зачем, спрашивается?..

Одними из самых лучших воспоминаний пожилых людей были путешествия, поездки, походы. И они выражали глубокое сожаление, что не уделяли такому приятному времяпрепровождению достаточно времени.

Туристы возле палаток

Одна из пожилых женщин вспоминает, как студентками поехали на Байкал. Вспоминали о круизах по Волге до Астрахани. Счастье и неземная красота! На память остались лишь фотографии.

Еще рассказывали о поездках в Грузию, о вкуснейшем мясе и вине, хачапури и фруктами, которыми угощали гостеприимные грузины.

Привязанность к вещам

Другим сожалением была привязанность к вещам, мшелоимство. Многие сокрушались, что приобретали много ненужных вещей. Некоторыми из них даже ни разу в жизни не воспользовались. С ума сходили по различным дорогим, дефицитным, эксклюзивным предметам, которые нисколько не делали жизнь комфортнее и удобнее. А наоборот мешали, как например немецкий фарфоровый сервиз на двенадцать персон, так и простоявший в шкафу всю жизнь. А эта полированная мебель, к которой запрещали детям даже приближаться. Все детство испортили детям постоянными окриками. Лучше бы поставить простой шкаф.

Сервиз под замком в серванте

Дорогая одежда, ради которой жертвовали нормальным питанием всей семьи, сидели на одной картошке. Но что дали эти финские сапоги… Ни большего уважения, ни лучшего отношения…

Время для родных и близких

Сожалели пожилые люди и о том, что мало общались с близкими: с родными, друзьями, родителями. Больше всего хочется увидеть родителей, маму, говорят они. Поцеловать и обнять родных людей. Ведь также будут тосковать без нас наши детки, печалятся старики. А пока же они не понимают и не ценят этого, к сожалению.

Старушка у окна

Многие сожалели, что очень мало проводили времени со своими детьми. Практически только что родившегося ребёнка отдавали в ясли – в два месяца. Потом – детский сад, школа с продленкой. Летом пионерский лагерь. И слишком поздно понимали, что всё это время не уделили ребёнку так необходимого ему внимания, заботы, любви. В итоге к пятнадцати годам жизни получили совершенно незнакомого человека.

Другие сожалели, что мало учились. Не стремились получить высшее образование. Довольствовались средним и шли работать. Хотя было и время и возможности.

Другая женщина вспоминает, что прожила в Германии с мужем-военным много лет, а так и не выучила немецкого языка.

Старушка у печки

Мало времени и интереса проявляли к духовным вопросам. Побаивались верующих сами, боялись, что они расскажут их детям, что Бог есть. Хотя дети были крещеные, но о Боге с ними не говорили никогда.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Поспешим, пока смерть не возгласила: «Поздно!»

На главную страницу сайта - Семья и Вера