Монашество и труд в храме

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).

Кто такой инок, монах?

«Это человек, в котором живет Бог и который не жалеет себя, всю свою жизнь предал Христу Богу. Это человек, который слушается и верит, что Господь всегда рядом и ведет его к спасению. Человек, который за все благодарит Бога», – отвечает протоиерей Андрей Лемешонок.

Монах сидит с книгой в руках

Но так, наверное, про каждого христианина можно сказать?

Так в том-то и дело, что до гонений на первых христиан монашества как такового не было, потому что христианами были люди, которые, действительно, жили Христом. Когда мирское стало проникать в Церковь, тогда ревностные христиане начали уходить в пустыни, чтобы горение веры, горение любви к Богу не погасилось мирским духом, мирской суетой. И так началось монашество. Монах – это человек, который молится обо всем мире и помогает людям. У человека в миру много забот: надо зарабатывать деньги, кормить детей, угождать мужу или жене, ходить все время на работу. Некогда ему молиться. И вот монах отдает свою жизнь на то, чтобы дополнить недостающую молитву этих людей. Его задача молиться, вымаливать людей, работать за весь мир. В принципе, придя в монастырь, ты всю свою жизнь отдаешь Богу, ты отказываешься от себя, ты становишься солдатом. И тебе говорят: «Молчи, сиди», и ты слушаешься и, отсекая свою волю, учишься жить по воле Божией, и это процесс далеко не безболезненный.

Монах в кельи

Конечно, в какой-то момент в человеке действует благодать, есть желание, горение. Но потом это все проходит и надо себя понуждать. И наша задача состоит в том, чтобы мы все-таки смогли бороться со своими немощами, с грехами, которые обостряются, вылезают наружу, и чтобы мы верили и видели эту победу Божию в себе. Мне понравились слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, что, если человека рукоположили, совершилось сошествие Духа Святаго и человек получил возможность служить Литургию, это еще не значит, что он действительно стал священником, пастырем. Эти Божии дары надо в себе развить и жить так, чтобы отдавать всего себя служению Богу и ближним. В монастыре есть такая возможность развиваться. И это понуждение себя каждый день. Узок путь, ведущий в Царство Небесное (ср.: Мф. 7: 14); Царствие Небесное силою берется (Мф. и: 12).

Монах сидит на камне

Мы боремся со своим «Я», со своим характером, со своими привычками, желаниями ради чего? Ради того, чтобы остаться с Богом, чтобы Господь мог созидать в каждом из нас храм, чтобы в нас был Дух Божий. Я думаю, что в мире нет места благоприятнее для этого, чем монастырь. Поэтому и появились монастыри. Это же не просто выдумка человека, это было подтверждено явлением ангельским, какими-то откровениями. Общежительный монастырь – это место, где человек не имеет ничего своего, ни одной даже иголочки, ни одной ниточки. Ведь когда у человека есть, куда отступить, – это не монашество. Вот, выгонят и никого, и ничего у монаха нет, кроме Христа, он нищий. Но к этому надо прийти. Не только внешне у тебя нет денег, каких-то ценностей, – у тебя вообще ничего нет, и все только в Боге, в Его любви. Вот тогда это настоящая монашеская жизнь. А пока человек имеет свое мнение, какие-то свои настроения, желания – это еще спорное монашество.

Старец-монах

Монашество и труд в храме

Во всяком звании можно спастись

На главную страницу сайта - Семья и Вера