21 ноября. Федор Апраксин

В этот день 21 ноября 1728 года ушел из земной жизни Федор Матвеевич Апраксин. Генерал-адмирал. Один из создателей русского флота.

«Самый сухопутный из всех адмиралов» Федор Апраксин

«Самый сухопутный из всех адмиралов», – так иногда называли этого человека, Федора Апраксина. Спустя три века говорить об этом наверняка сложно, но вполне может быть Федор Матвеевич никогда особо любовью к морю не горел. Однако так уж вышло, что его государь определил в главные флотские начальники, и Апраксин «по силе ума своего, радостным сердцем и чистой совестью» неизменно служил своему другу и царю, исполнял любую его волю. Так он стал одним из двух зачинателей русского флота наряду с самим государем Петром Великим. Добрый, исполнительный, не любящий войну и кровопролитие, он, тем не менее, иногда показывал характер даже перед царем Петром. Известен случай, когда монарх покарал группу молодых дворян суровым наказанием, приказал забивать сваи в речное дно в строящемся Петербурге. И адмирал Апраксин в знак несогласия сам отправился на тяжелые работы. Петр, узнав об этом, смягчился и отменил наказание.

Ф.М. Апраксин

Государственная служба Федора Матвеевича

Федор Матвеевич – боярского рода. Он приходился дальним родственником царю, потому с самого начала был во всех играх молодого Петра. Так уж случилось, что он заведовал строительством первой «потешной» флотилии. Потом эти игры стали реальным делом. И вот уже Апраксин во главе адмиралтейского приказа строит настоящий флот в Воронеже, и в его руках до двух третей всего государственного дохода. Огромные средства уходили на это мероприятие.

И все первые морские дела возглавлял именно Апраксин. Строительство первого казенного торгового корабля «Святой Апостол Павел», а потом целого флота Воронеже. Поход на Азов, Керченский поход кораблей. Первая настоящая морская победа при Гангуте также связана с именем графа Апраксина.

Государь Петр Великий

Но когда требовала того ситуация, он и строил крепости (вроде Азовской), и был губернатором, и даже руководил военными сухопутными операциями. Так случилось в 1708 году, когда Апраксин руководил обороной Санкт-Петербурга от наступающего шведского корпуса. Мощный сухопутный кулак и 22 боевых корабля – казалось, только-только построенный город Петра должен погибнуть. Но Апраксин умело связал эти силы, нанося мелкие изнуряющие уколы. А когда враг был готов отступить, нанес сокрушающий удар.

«Собрав войско, Апраксин неприятеля сего месяца в 16-й день октября в транжементе (то есть в боевом порядке) атаковал и положил всех в труп опричь 30 офицеров. Неприятельская багажия (военный обоз) вся разорена».

Федор Апраксин

За эту блестящую операцию по спасению Петербурга Апраксин получил звание генерал-адмирала. Во как о флотоводце отозвался призванный на русскую службу вице-адмирал Корнелиус Крюйс:

«… Его Превосходительство великий адмирал зело дивно поступает и своим премудрым разумом, то упалое дело ведал на лучшее учинить таким образом, что дивно есть…»

Генерал-адмирал был одним из самых влиятельных людей своей эпохи. Таким он оставался и при жизни царя Петра, и потом, будучи одним из лидеров Верховного Тайного Совета. Незадолго до смерти в 1728 году он, уже больной, удалился в свое подмосковное имение на покой.

Над гробом правой руки Петра Великого выбили надпись:

«1728 года, ноября 10 дня (старого стиля) преставился раб Божий генерал-адмирал, Государственного Верховного Тайного Совета министр, действительный статский советник, президент Государственной Адмиралтейской коллегии, генерал-губернатор княжества Эстляндского, кавалер обоих российских орденов, граф Федор Матвеевич Апраксин, а жития ему было 67 лет».

Федор Матвеевич Апраксин

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера