12 декабря. Карл Брюллов

В этот день 12 декабря 1799 года по старому стилю родился Карл Павлович Брюллов. Русский художник. Автор знаменитой картины «Последний день Помпеи».

Ранние годы и образование Карла Брюллова

Карл родился в многодетной семье преподавателя скульптуры Павла Брюллова, все сыновья которого занимались живописью. Причем, по мнению отца, Карл – болезненный ребенок – был наименее работоспособным.

Но в возрасте десяти лет Карл поступил на бюджет в Петербургскую Академию Художеств. Его работами восхищались преподаватели. Один из них, Андрей Иванов, даже выкупил одну для личной коллекции, что само по себе было комплиментом. Карл по окончании двенадцатилетнего курса был награжден золотой медалью.

Карл Брюллов в молодости

Но все это не прибавило отцовского уважения. Более того, между отцом и сыном произошел конфликт, когда Карл отказался от стажировки, предложенной «Обществом поощрения художников», заявив организаторам, что поедет только со старшим братом Александром.

«Отец говорит, что из меня, быть может, ничего не выйдет, а из брата непременно получится художник».

Общество решило, что «талантам надо помогать» и согласилось оплатить обучение за границей сразу двум русским, попросив, правда, прибавить к французской фамилии Брюлло букву «в».

Карл Павлович Брюллов

Творчество Карла Брюллова

Так два в будущем знаменитых брата стали Брюлловыми. И так в творчестве Карла Брюллова появилась Италия, пребывание в которой затянулось на целых 14 лет. За эти годы художником были написаны многочисленные портреты итальянской знати и соотечественников, снискавшие ему известность в высоких кругах.

Однако вершиной его творчества стала картина «Последний день Помпеи». Этой темой живописец загорелся, когда впервые посетил раскопки древнеримского города, жители которого были погребены под пеплом вулкана Везувий. Полотно заказывал знаменитый меценат Анатолий Демидов. А прежде чем взяться за работу, Брюллов проштудировал литературные источники, посетил место Помпей.

Художник Карл Брюллов

«Картина должна быть на две трети готова, когда художник подходит к холсту», – утверждал Брюллов. Всего на создание полотна ушло пять лет. В работе над ним живописец применил новаторскую технику – он использовал два контрастных источника света: горящие красные лучи в глубине и холодные зеленовато-голубоватые на переднем плане. А на лицах, телах и одеждах людей отобразил отблески молний. Кроме того на картине появились массовые изображения простых горожан, что было редкостью для классицистической эпохи. А почти все предметы были списаны художником с настоящих раритетов, хранившихся в итальянских музеях.

«Помпеи» произвели фурор во всей Европе. Франция и Италия признали картину триумфом русской художественной школы. Также как и в России, где подобная манера написания живописи ранее не применялась.

Карл Брюллов

«И стал Последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!».

Так восхищенно заявил поэт Евгений Баратынский о картине, которая была преподнесена Демидовым в подарок русскому Государю Николаю I. Император наградил художника лавровым венком, после которого Брюллова стали величать «Карлом Великим». Получил он и заграничную оценку своего таланта – ему было предложено написать автопортрет для итальянской галереи Уффици – такой чести удостаивались только величайшие живописцы.

Как это часто бывает, после создания своей главной работы художник пережил творческий кризис. Правда, если вспомнить слова писателя Николая Гоголя о том, что «Гибель Помпей» стала картиной, где «все отразилось», – отразилось в образе «сильных кризисов», чувствуемых целой массой», то большего шедевра художнику желать было нельзя.

Автопортрет Карла Брюллова

12 декабря в истории. Карл Брюллов

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера