2 января в истории. Милий БалакиревВ этот день 2 января 1837 года родился Милий Балакирев. Композитор. Создатель творческого содружества «Могучая кучка», кружка лучших российских композиторов эпохи.

Композитор Милий Балакирев

Музыкальными способностями Милий Алексеевич Балакирев обижен не был. С четырех лет мальчик сел за пианино по настоянию матери. В десять лет взял несколько уроков у известного московского дирижера Карла Эйзериха. Благодаря протекции Эйзериха подросток заручился покровительством нижегородского мецената и познакомился с Михаилом Глинкой, любовь к творчеству которого осталась у Балакирева на всю жизнь. Глинка прослушал игру девятнадцатилетнего юноши, изучил одну из партитур и составил мнение о том, что подросток одарен талантами сочинителя и исполнителя.

Милий Алексеевич Балакирев

В подарок начинающему музыканту Глинка подарил свой портрет и тему для испанского марша, который впоследствии Балакирев благополучно использовал в «Увертюре на тему испанского марша».

«В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки. Он пойдет по стопам твоего брата», – писал Михаил Глинка своей сестре в одном из писем.

Карьера и творчество Милия Балакирева

Карьера одаренного юноши и правда стремительно пошла вверх. Балакирев дебютировал перед столичной публикой в качестве пианиста, а вскоре и в качестве дирижера.

Милий Балакирев

«Руслан» окончательно покорил чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза», – так вспоминал Балакирев о своих зарубежных гастролях в качестве дирижера в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила».

Дирижировал он и симфоническими оркестрами Императорского русского музыкального общества, где исполнялись сочинения Гектора Берлиоза, Ференца Листа.

«Могучая кучка»

Как и предрекал Глинка, Балакирев стал продолжателем его идей, привнося в музыку народность и жизненную правду. Тому же примеру следовали и композиторы небольшого закрытого клуба «Могучая кучка». Сначала в нее входили только двое: сам Балакирев и художественный критик Владимир Стасов. А потом: Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Модест Мусоргский. Совместными усилиями пятерка творческих личностей создала новаторское направление в музыкальном искусстве, добавив в него мотивы русского фольклора и церковного пения.

Могучая кучка

«Каждый из «товарищей» был крупный талантливый человек и приносил с собою ту чудесную поэтическую атмосферу, которая присутствует в натуре художника, глубоко занятого своим делом и охваченного вдохновением творчества. Каждый из «товарищей» редко приходил на собрание с пустыми руками: он приносил либо новое произведение свое, только что оконченное, либо отрывки из создаваемого в ту минуту… Какое это было раздолье творческих сил!..», – впоследствии вспоминал Стасов.

Активно творил сам Балакирев. Им были написаны многочисленные романсы, песни, несколько симфоний и фортепианных концертов. Его симфоническая поэма «Тамара» исполнялась в «Русских сезонах Дягилева». Однако в последние годы композитор переживал тяжелый жизненный кризис, а внутри «Могучей кучки» произошел раскол. Так Балакирев настаивал на редактуре оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, в частности на замене финального хора музыкой на слова «Господь Единый воскрешает мертвых».

«Могучая кучка»

Получив отказ автора, Балакирев заявил Римскому-Корсакову, что «больше ему оперы не написать, по крайней мере, равной «Псковитянке» по достоинствам, а потому следует заняться ею надлежащим образом».

Но, несмотря на все творческие размолвки и относительно недолгое существование сообщества – порядка 15 лет, имя Балакирева осталось в музыкальной истории благодаря сообществу «Могучая кучка», оказавшему большое влияние на творчество многих композиторов XX века и в России, и в Европе. Этакая «небольшая кучка» композиторов с могучим русским размахом.

2 января в истории. Милий Балакирев

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера