В этот день 4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский. Кинорежиссер. В 1972 году на Каннском кинофестивале получил «Серебряную пальмовую ветвь».
Андрей Тарковский
По воспоминаниям Андрея Тарковского, он не планировал поступать в институт кинематографии. Более того, приемная комиссия ВГИКа не хотела принимать его на пару с Василием Шукшиным, аргументируя свое мнение тем, что Шукшин – это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает… А Тарковского мы не примем потому, что он все знает».
Но все разрешилось наилучшим образом, и Тарковского зачислили на курс к режиссеру Михаилу Ромму. Неординарность выпускника-отличника была замечена сразу после окончания института. Дипломная короткометражная картина Тарковского получила главный приз на американском фестивале студенческих фильмов.
Кинематографическое творчество Андрея Тарковского
Не меньший успех ждал и полнометражный фильм молодого режиссера «Иваново детство», который не только завоевал ряд престижных зарубежных кинонаград, но и определил его дальнейшее творческое направление. В то же время сам автор был недоволен своим дебютом, утверждая, что создал на экране чрезмерный символизм, а на некоторые эпизоды не может смотреть «не опустив глаз», из-за нарочитой выразительности.
Между тем зрители увидели в главном герое картины нечто большее, чем заметил ее создатель.
«…подавленная, разбитая нежность живет в каждом кадре – Тарковский окружает ею Ивана… Настоящей наградой Тарковскому должен стать не «Золотой лев», а интерес, возможно полемический, к его фильму у тех, кто борется за освобождение человека и против войны», – так написал французский философ Жан-Поль Сартр.
Поисками философского и жизненного смысла занимался и Тарковский. «Сталкер», экранизация романа братьев Стругацких, наполненная анализом этических проблем всего человечества, а потом «Солярис», привлекли к себе внимание многих почитателей авторского кино.
«Андрей Рублев»
Одним из самых известных фильмов талантливого режиссера стала религиозная историческая драма «Андрей Рублев», описывавшая жизнь Руси XV века глазами монаха-иконописца.
«… Если Тарковский смог снять такой фильм, значит, Довженко и Эйзенштейн нашли себе достойного преемника», – так писала французская пресса.
Но в отличие от западной европейской общественности. Которая включила «Рублева» в сотню лучших мировых киношедевров, Госкино не скупилось на ядовитую критику. Фильм был купирован и долгое время «лежал на полке», с пометкой «антиисторический» и «антирусский», сделанный по западным стандартам. Рядовой зритель увидел «Рублева» уже в годы перестройки и после смерти режиссера картины.
Тарковский в эмиграции
Свои последние годы жизни Тарковский провел в Европе, куда уехал для работы над своим последним фильмом «Ностальгия», утверждая:
«Я не могу жить в России, и здесь я тоже не могу жить».
Он с грустью писал своему отцу:
«Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в кино – около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал!»
При этом Тарковский всегда четко знал для себя, как нужно снимать. В отличие от актеров, которые порой не понимали философской установки режиссера и требовали объяснить «по Станиславскому», как им нужно играть в кадре.
«Мой долг, как художника, донести до зрителя то, как я, именно я, воспринимаю жизнь», – утверждал Тарковский. Свой долг он выполнил в семи режиссерских работах, которыми не уставали восхищаться коллеги мирового уровня. Тарковский же всем устало отвечал, что «он не гений», и что даже на Западе он не чувствует себя свободным ото всех.
«Художник несвободен всегда. Нет более несвободных людей, чем художники. Они скованы своим даром, своей предназначенностью – служения своему дару и тем самым народу».