О предательстве Иуды

Слово святого и блаженного отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского, о предательстве Господа нашего Иисуса Христа и о Его допросе беззаконниками.

О предательстве Иуды

В этот день праздника, в который исполнились неложные пророческие слова, когда приблизилась Пасха иудейская (которую называют «Страстной Пасхой»), первосвященники сговорились и собрались по поводу Иисуса, дабы найти какую-нибудь причину, по которой они смогли бы Его убить. И вот пришёл Иуда, один из двенадцати, и они замолчали, потому что подумали: «Он пришел как соглядатай». Но когда он открыл свои уста и начал говорить: Что дадите мне? И я отдам вам Его в руки (ср. Мф. 26, 15), тогда первосвященники удивились и пришли в изумление, но не поверили, что он действительно говорит искренне. Когда же он с клятвой заверил их, что если они дадут ему тридцать сребреников, то он отдаст им в руки своего Учителя, они пришли в ещё большее замешательство. Ведь когда Иуда пришел к ним во время их совещания, безумцы посчитали, будто он подослан Иисусом.

Иуда и первосвященники

Почему, Иуда, ты предаёшь теперь своего Учителя в руки врагов на суд и на смерть? Какое зло ты можешь припомнить своему Господину?

Разве Он не приказывал тебе совершать чудеса вместе с твоими товарищами? Разве ты не исцелял больных? И если ты был жадным до денег, разве не приобрёл ты от исцелений и различных чудес больше ста двадцати тысяч золотников и сребреников, которые твой Учитель щедро подарил тебе вместе с товарищами? А после всего этого Он обещал тебе и вечный престол!

О Иуда, зачем ты делаешь это? Впрочем, я думаю, что эти тридцать сребреников не принесут тебе пользы. И вы, беззаконные первосвященники, почему вы не спросили Иуду: «Зачем ты отдаешь нам своего Учителя за мзду?» Ведь если вы знатоки и учители Закона, то Закон повелевает никого не предавать смерти за мзду. Если же вы убиваете человека за мзду, то Закон вам безразличен.

И после этого Иуда пришёл к ученикам. Посмотри, что сделал Господь. Он снял Свою одежду (словно божество) и обернулся полотенцем (словно плотью, в которую облёкся), налил воды в сосуд (словно в купель) и начал омывать грязь Иуды (словно грехи всех людей через крещение).

Христос омывает ноги Иуде

Он показал любовь Иуде – тому, кто показал ненависть. Он омыл его ноги от пыли, которую тот собрал во дворе Каиафы.

Что же такое было с сердцем Иуды в тот час, когда святые руки Господа омывали грязь?

И как только Господь совершил это дело, Он оделся и возлёг за стол. Он начал учить о смирении, говоря так: «Если всё это вы сделаете и сохраните любовь, то будете блаженны». Он сказал и дал услышать Иуде: «Необходимо, чтобы исполнилось Писание: Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (ср. Ин. 13, 18)». И ещё Он обещал им: Будете есть и пить со Мной в Царствии (ср. Мф. 26, 29), но ни омовением ног, ни обличением не получилось выскоблить серебро из сердца Иуды.

Когда Господь увидел, что тот не раскаялся после этих слов, Он возмутился духом и сказал: «Один из вас замыслил предать Меня» (Мф. 26, 21). Тогда ученики опечалились и начали говорить друг другу: «Кто из нас тот, кто сделает это зло? Ведь даже Ирод не осмелился на это». Хотя они знали, что в сердце у них не было зла, однако засомневались насчет себя, и каждый говорил: «Горе! Горе! Неужели я это сделаю?» Хотя они знали, что в сердце у них не было лжи, однако они также знали и то, что из уст Господа не выходит праздного слова. По истинному слову Господню, «истинные слова Его показались неправдой».

Христос и ученики

У них изменился цвет лица, пища сделалась горькой во рту, а напитки на губах – кислыми, когда они услышали, как Господь сказал: «Горе предающему!» (ср. Лк. 22, 21), ибо они поняли, что один из них предаст Его. Они говорили друг другу: «Кто из нас тот, кто совершит это дело? Ведь даже книжники и фарисеи не сделали этого. Кто же из нас тот, кто – горе ему! – падёт?» Тогда Пётр стал делать Иоанну знаки глазами: «Кто же предаст?» (ср. Ин. 13, 24), дабы удалить от себя одну скорбь и облечься в другую невообразимую скорбь. Ведь у них было две скорби: первая – то, что их Учитель должен был умереть, а вторая – то, что Его предательство должно было совершиться их руками.

Впрочем, Он указал на Иуду куском [хлеба], обмокнутым [в вино], и тот сказал: Неужели это я, Учитель? Иисус сказал ему: Ты сам сказал это. А Иуда ежеминутно вздрагивал: не объявит ли Он открыто, не обличит ли его перед всеми? Иисус сказал ему: Делай, чтó задумал (Ин. 13, 27). Иуда вышел и присоединился к отряду тех, кто готовил крестную казнь.

Христос с учениками

Конечный праздник

В этот праздник исполняется таинство всех праздников.
В этот праздник закончились праздники иудейские.
В этот праздник Агнец связал агнца, который был от Моисея и доныне.
В этот праздник законы исполнились, а пророчества завершились – в этот последний праздник, то есть конечный, как говорит Иоанн.
В этот праздник было отнято царство иудеев. В этот праздник прекратилось священство левитов.
В этот праздник был заклан Агнец таинственный и был заклан Агнец истинный.
В этот праздник закончилось ветхое и установилось новое истинное благовестие.
В этот праздник закончились таинства и открылась истина.
В этот праздник прошла тень и засияла истина.
В этот праздник были завершены жертвы посредством одной, принесённой в жертву за всех.
В этот праздник были связаны многие жертвы через пролитие одной святой крови. В этот праздник Господь дал Своё Тело и разделил его между Своими учениками ради любви.
В этот праздник был разорён Храм иудеев и была воздвигнута Церковь язычников.
В этот праздник был омыт народ иудейский и стал собранием язычников.
В этот праздник произошла новая удивительная вещь, ибо Иуда погубил своё апостольство и унаследовал смерть.

Иуда и 30 серебренников

Господь Сам отдаётся Себя на смерть

Иуда вывел множество людей со светильниками, факелами и пиками, чтобы задержать Мирного и Кроткого. О первосвященники! Если вы собираетесь схватить Его, то погасите факелы! Неужели пустится в бегство Свет, если факелы не убежали? Кажется, Он Сам отдаёт Себя на смерть, и напрасно вы дали серебро Иуде. Послушай ещё, как Иуда обманул захватчиков, потому что он сказал им так: «Кого я поцелую, тот и есть» (Мф. 26, 48).

О Иуда! Даже если бы ты не указал на Него, разве они сами не узнали бы Того, Кто всегда учил их в Храме? Но поскольку Иуда сомневался, не заберут ли они обратно серебро, то он вывел их, словно военачальник, на целование своего Учителя. Тот, кто учился у Господа, пришёл с обманом, как написано: Человек, который в мире со мной (Пс. 40, 10). Но Господь сказал ему: Иуда, неужели ты предаёшь Сына человеческого поцелуем? (Лк. 22, 48) Иисус сказал Своим захватчикам: Кого вы ищете? (Ин. 18, 4) И те сказали Ему: Иисуса Назореянина (Ин. 18, 5). И пока ещё слова были у Него на устах, они отступили с Иудой назад и упали один на другого (ср. Ин. 18, 6). Было удивительно, что никто из них не умер, но Сам Милосердный сохранил их.

Христос в Гефсиманском саду

 Потом сказал им Иисус: «Если вы ищете Меня, подождите, пусть они уйдут» (ср. Ин. 18, 8). Посмотри, как делом Он показывал божество, а словом открывал человечество, ибо не могло запнуться слово Писания: Встали с мечом на пастыря (ср. Зах. 13, 7).

Когда ученики увидели, что Его схватили, они сказали Иисусу: «Господи, если Ты прикажешь, мы обнажим меч» (ср. Лк. 22, 49). А Пётр и совершил это на деле. Он выхватил меч и отрубил ухо одному слуге первосвященника. Но Иисус рассердился на Петра и сказал ему: «Неужели ты любишь Меня больше, чем Мой Отец? Разве не в твоём присутствии Я молил Отца, дабы это дело совершилось? И вот теперь ты не даёшь Мне испить сей чаши? Возврати меч обратно в ножны, потому что те, кто будет с мечом принуждать за Меня, воскрешающего мертвецов, все они падут от меча. Мне ли не знать, что если бы Я попросил у Отца, то Он послал бы войско больше, чем в сто двадцать тысяч ангелов?» (ср. Мф. 26, 52–53).

Воины схватили Христа

Но какая нужда была бы в таком количестве ангелов?

Вот один ангел был вместе с Иисусом, сыном Навина (ср. Иис. Нав. 5, 13–15), и поразил тридцать царей Ханаана (ср. Иис. Нав. 12, 24) и тысячу тысяч индийцев и при Езекии истребил сто восемьдесят пять тысяч (ср. 4 Цар. 19, 35).

Хотя и были слабее учеников те, кто пришёл брать Иисуса, однако какая нужда была тогда в таком войске ангелов? Ведь и один ангел был способен истребить их, однако же упоминаются все ангелы.

Ударил и отсёк ухо, и залил кровью всю одежду этого человека. И от боли одного члена тела все члены страдали и извивались. Господь наш пожалел того человека и поднял его ухо Своей святой рукой, тотчас исцелил его (ср. Лк. 22, 51) и разрешил его боль и страдание, и – уверовала рана того человека, у кого отсекли ухо.

О предательстве Иуды

«Теперь вы подходите ко Мне с копьями (ср. Мф. 26, 55). Но разве Я не выходил в горы или не спускался в долины? Или почему вы не задерживаете Меня днём, а суетитесь в темноте?» Они же связали непорочные руки, которые только что исцелили ухо. Тогда первосвященник спросил слугу об одежде, запачканной кровью, дабы иметь возможность поблагодарить Его за это чудесное деяние. Вместо благодарности он стал судить Иисуса.

Ты соблазнишься

А Пётр, дабы иметь возможность удостовериться, что не лживо слово Господа и пророчество, сказал: Если все соблазнятся, то я никогда не отрекусь от Тебя (Мф. 26, 33). О господин Пётр! Cмотри, Кого ты хочешь перехитрить? Господь говорит тебе: «Ты соблазнишься» – и даёт тебе пророчество: «Ты убежишь», а ты настаиваешь, как будто хочешь перехитрить Господа и пророчество.

Во дворе Анны первосвященника

Когда ввели Иисуса во двор Анны первосвященника, тогда заперли замки, чтобы – кто знает? – Пётр мог вдруг ещё избежать отречения. Однако Пётр послушал знакомых (ср. Ин. 18, 15) и вошёл внутрь, дабы исполнилось слово Господа. Анна же усердно старался убить Господа и приказал охранять замки, чтобы никто не открыл их изнутри. Петра не остановили при дверях ради того, чтобы было испытано слово Господа. И когда Пётр входил туда, некая женщина стала свидетельствовать и сказала ему: Ты тоже из учеников Иисуса (Ин. 18, 17).

Суд над Христом у первосвященника

Отречение Петра

Пётр, который обещал великое: С Тобою я готов и умереть (Мф. 26, 35), до того как столкнулся с узами и пытками, в тот час повредился умом и отрёкся. О господин Пётр, в отречении потерявший голову из-за слабой женщины, вспомни и беги оттуда, чтобы не отречься трижды! Пётр вошел внутрь и встал у горевшего там огня, так что его тотчас узнала вторая женщина. Эта оказалась ещё более бесстыдной. Первая только произнесла слово, и он растерялся там, снаружи, а эта начала свидетельствовать перед всеми. Пётр же начал клясться и божиться галилейским говором: «Я не галилеянин». Как ему спастись от них? Его схватил род того человека, кому он отрубил правое ухо. Последний, кто встретился ему, ещё хуже предыдущего. Пётр начал гневаться, сердиться, спорить и клясться. И когда он совершил три отречения, запел петух (ср. Мф. 26, 69–75). И петух тотчас снял с его сердца покрывало. Пётр показывает, что его отречение не было искренним – того, кто тотчас омыл грехи раскаянием.

Отречение Петра

А первосвященник Анна сел и стал допрашивать Господа о Его учениях, которые Он преподавал в Храме. Иисус сказал ему: «Я учил открыто, а не тайно, как Иуда и Февда (ср. Деян. 5, 36). Там, где собираются все иудеи, спроси их, о чём Я учил». Один из стоявших там ударил Его по щеке, чтобы угодить первосвященнику, и сказал: Так ты отвечаешь первосвященнику? (Ин. 18, 22) И сказал ему Иисус: Если Я говорю что-то злое, засвидетельствуй о зле. Если Я говорю о добре, то почему ты бьёшь Меня? (Ин. 18, 23). И ты, Анна, священник беззаконный и судящий по лжи, почему тебя не возмущает ударивший? И если он ударил несправедливо, почему ты не заставишь его заплатить штраф? Впрочем, во время ответов Господа на допросе подобало, чтобы они рассердились на Него, ибо таким образом Господь свидетельствует всем иудеям об учении.

Отречение апостола Петра

Суд

И ранним-ранним утром первосвященники собрались и составили совещание о том, как убить Иисуса, и представили лжесвидетелей, которые сказали: «Этот Человек сказал: “Я способен разрушить Храм и на третий день воздвигнуть другой Храм, нерукотворный”. И первосвященник  встал с беззаконной скамьи и сказал Иисусу: «Ничего не ответишь на то, что эти [люди] свидетельствуют против Тебя?» (ср. Мф. 26, 61–62) Но Иисус ничего не ответил, дабы исполнилось Писание.

А потом привели Его на место суда, стали допрашивать Его: Он ли Христос? Первосвященник с клятвой спрашивал Его: Воистину ли Ты Сын Божий?  (Мф. 26, 63). Зачем вы с клятвой допрашиваете Его, о первосвященники? Даже если Он не скажет: «Я – Сын Божий», посмотрите на знамения! Или чудеса не от Бога и не от Сына Божия? Вот вместо заклинания ему нужно было сказать: «Он – Помазанник и Бог», – Тот, Кто воскресил четырёхдневного мертвеца Лазаря, Кто дал зрение слепому, Кто выпрямил хромых, Кто очистил прокажённых и исцелил больных всех видов, которые с верой и славословием прославляют Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Суд над Христом

О предательстве Иуды

Великая Среда

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера