1 мая в истории. Игорь СикорскийВ этот день 1 мая 1921 года на самолетах «Илья Муромец», конструктором которых являлся Игорь Сикорский, была открыта первая почтово-пассажирская авиалиния в России.

Игорь Сикорский

Игорь Сикорский – настоящий «Моцарт» авиастроения. В том смысле, что в такие молодые годы своей карьеры не начинал, наверное, ни один из его коллег. Уже в 12-летнем возрасте (в 1909 году) у себя в Киеве он собрал, пусть и очень сырую, но модель вертолета – одну из первых в мире. А в 18 лет молодой Сикорский бросил политехнический институт затем, чтобы ничто не мешало его призванию – строить летающие машины.

Игорь Сикорский

Самолеты Сикорского

Спустя несколько лет экспериментов, к нему пришел настоящий успех, когда в небо взмыл С-5 – пятая модификация самолета Сикорского. На своем биплане Игорь Иванович сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже катал пассажиров. В 1911 году Сикорский на собственном аппарате участвовал в военных маневрах. Там он продемонстрировал преимущество своей машины не только над отечественными, но и над зарубежными моделями. После этого вундеркиндом самолетостроения заинтересовались в высоких кругах. Ему предложили возглавить конструкторское бюро «Русско-Балтийского вагонного завода». Тогда это был передовик России в сфере техники. Именно этот завод запустил производство всемирно известных автомобилей «Руссо-Балт». В 1910-х годах компания решила покорить воздух и позвала для этой цели 23-летнего Сикорского.

Игорь Сикорский и император Николай II на борту «Русского витязя»

«Русский Витязь»

Активная работа Сикорского быстро принесла плоды: он построил первый для России гидросамолет, первый учебный самолет, первый серийный самолет. Настоящим прорывом стал «Русский Витязь». До него все конструкторы сходились во мнении, что поднять в воздух нечто столь тяжелое просто невозможно. Верил в это лишь Сикорский, который в 1913 году, назло скептикам, построил многомоторный самолет, превосходивший по весу все ранее созданные, да еще предназначенный для дальних перелетов. Более того, «Русский Витязь» стал первым воздушным судном, который сумел обогнать паровоз. Опережал «Витязь» на несколько лет и развитие европейских авиатехнологий.

«Русский Витязь»

«Илья Муромец»

В том же 1913 году на свет появился «Илья Муромец» – настоящий воздушный гигант, который стал главным самолетом России на долгие годы. Новое творение Сикорского установило рекорд грузоподъемности – 1300 килограмм. Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолетом. Впервые в истории авиации у него был отдельный от кабины пилота салон со спальными комнатами, отоплением, электрическим освещением и даже ванной с туалетом (подумать только, ведь братья Райт впервые оторвались от земли меньше десяти лет назад).

В годы Первой Мировой войны «Илья Муромец» нашел для себя и военное применение: он использовался в качестве первого тяжелого бомбардировщика, чьи налеты приводили немцев в настоящую панику.

«Илья Муромец»

Сикорский в эмиграции

Однако вскоре пришла революция, а Сикорский, будучи публичной фигурой, всегда открыто поддерживал царя. Ради продолжения своей работы Игорь Иванович вынужден был эмигрировать – сначала во Францию, а позже и в США.

Но за границей гений не потерялся. Там он создал фирму, которая стала одним из центров притяжения русской эмиграции. Большие деньги в компанию вложил друг Сикорского – композитор Сергей Рахманинов. Когда фирма встала на ноги, он получил эти деньги назад с процентами. А Соединенные Штаты получили свои первые вертолеты.

Игорь Сикорский в эмиграции

Использование разработок Сикорского в СССР и США

В Советском Союзе на самолетах Сикорского летали до 30-х годов. Знаменитого же «Илью Муромца» стали использовать как пассажирский самолет. 1 мая 1921 года появилась первая постоянная линия авиаперевозок России – Москва-Орел-Харьков. Сам же Сикорский вошел в историю, как без преувеличения великий авиаконструктор. В первую половину жизни он поднял на мировую высоту самолетостроение в России, во вторую половину жизни стал отцом вертолетостроения в США. Машинами фирмы Сикорского до сих пор пользуются чуть ли не полмира.

1 мая в истории. Игорь Сикорский

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера