Темница. Допрос у Пилата. Бичевание. Терновый венец. Страшным было для Иисуса раннее утро этого дня. Путь на Голгофу. Несколько раз падал Он под тяжестью Креста. Потом и вовсе потерял силы. Так что вместо Него Крест взялся нести другой. И вот удары молотков возвестили о том, что человеческими руками пригвождается ко Кресту Сотворивший людей. Семь речений распятого Иисуса донесли до нас евангелисты. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают», – произнёс Он, превозмогая страдания и молясь о Своих врагах.
«Отче! В руки Твои предаю дух Мой!»
Спустя некоторое время свидетели казни услышали другие слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» – это сказано было разбойнику, который в последние часы своей жизни уверовал во Христа.
А потом Господь обратился к Своей Пречистой Матери: «Жено! вот сын Твой» – и, несмотря на боль, нашёл в себе силы повернуть голову в сторону апостола Иоанна и продолжить речение: «Вот Матерь твоя!» Так до последних мгновений жизни Спаситель заботился о тех, кто был рядом с Ним: и о Своих убийцах, и о тех, кто казним был вместе с Ним, и о Своей Матери.
Самым таинственным было четвёртое речение. Господь произнёс Его на книжном древнееврейском языке. В переводе это звучит так: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это был самый страшный миг страданий Спасителя. Неужели Он ощутил Себя просто человеком, которого оставил Сам Бог? А потом Иисус проговорил: «Жажду». И следом за тем: «Совершилось». Совершилось то, чего больше всего хотел Господь: человеческий род был искуплен Его жертвой. Теперь Отец снова рядом.
«Отче! В руки твои предаю дух Мой», – молвил Иисус, преклонил голову и испустил дух.
Снятие с Креста
Место Лобное опустело.
День отмаялся. Даль пуста.
Бездыханное Твоё тело
Мы пытаемся снять с Креста.
Разлетятся по небу звёзды,
Словно бус разорвётся нить…
Как из дерева вырвать гвозди,
Чтобы ран не разбередить?
…Плащаницей обвив несмело,
Понесли ко гробу, кто мог.
И Мария, что ночь чернела,
И земля не держала ног…
Протоиерей Андрей Логвинов