11 июня в истории. Равноапостольный князь ВладимирВ этот день 11 июня 978 года на великокняжеский киевский престол взошел святой равноапостольный князь Владимир.

Равноапостольный князь Владимир

Многое в ранней жизни князя Владимира Святославича покрыто для нас тайной. И это понятно. Он был язычником, сыном язычника в языческой стране, которая жила в долетописную эпоху. Ведь только с принятием христианства на Руси привычными станут грамотность и письмо, школы и ведение монастырских летописей.

Видимо, князь был рожден рабыней Малушей, оттого обидное слово «робичич» вызовет целую войну с Полоцком. Он был явно «своим человеком» в скандинавском мире, не раз вспоминается в сагах, как «конунг Вальдимар». Скажем, в саге об Олаве Трюггвасоне. Краткий пересказ. Дружина князя Владимира вызволила из рабства племени эстов некоего мальчика Олава, тот провел в Гардарике (как называли Русь скандинавы) девять лет. «И был в высочайшей милости у конунга Вальдимара и любим княгиней… Конунг Вальдимар поставил его хёвдингом». А потом этот самый Олав уже дома станет королем Норвегии. И кстати, что вряд ли совпадение, и Олав I у себя на родине будет известным поборником христианства и сокрушителем идолов.

Князь Владимир выбирает веру

Владимир до принятия христианства

Но вернемся к русскому князю. Что очевидно, Владимир был «величиной» в Европе и до принятия христианства. И даже до того, как он сел на престол в Киеве. Отважный воин. Хитрый, по-язычески изворотливый, успешный в междоусобной войне за власть. Благодаря более поздней летописи мы знаем о первой попытке язычника-князя провести религиозную реформу. Тоже языческую.

«И постави кумиры на холму вне Двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат. И Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь».

Князь Владимир до Крещения Руси

Некоторых современных исследователей заинтересовали имена этих «кумиров», и выяснилось, что их добрая половина вовсе не славянского происхождения, а иранского, как Хорса и Симарьгла. Очень может быть, что они были попросту «импортированы» Владимиром, навязаны им киевлянам. И эта часть объясняет, почему когда деревянные истуканы будут низвергнуты и поплывут вниз по Днепру, никто толком и не встанет на их защиту. Да, чуть позднее Крещения появятся письменные упоминания о «восстаниях волхвов», но будут они нерегулярны и вовсе не примут масштаба тотальной войны. Русь довольно легко вошла в крестильную купель, которую подготовил для нее равноапостольный князь.

Крещение войска князя Владимира

Русско-византийская война

Так мы подошли к главному событию всего этого правления. Для принятия Христа суровый киевский князь обратился к своим южным соседям, грекам. И здесь не обошлось без щита и меча, столь привычных его характеру. Почему Владимир открыл поход против византийской Корсуни – вопрос интересный. Возможно, как князь, как правитель независимый и своевольный, он должен был взять веру подобно трофею. Остались предания о том, как он занял каменные стены греческого города, перекрыв трубы, что снабжали его водой. И как ослеп он, и как прозрел вновь, приняв Христа в одном из храмов Корсуни. А далее настал черед уже и Киева.

Крещение князя Владимира

Крещение Руси

«… вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…»

Князь Владимир оставил по себе крепкую народную память. Упоминается он и в былинах. И не один автор уже вскоре после его смерти напишет «Похвалу…» в честь князя-крестителя. Несколько веков спустя его канонизировали в чине равноапостольного. Большой путь преодолел язычник, установивший идолов на берегу Днепра, до настоящего правителя-христианина. А вместе с ним и вся Русь.

Крещение Руси

11 июня в истории. Равноапостольный князь Владимир

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера