Два пути спасенияС Праздником памяти святого архиепископа Луки Крымского!

Необыкновенный путь служения Богу прошел святой Лука Войно-Ясенецкий. Его жизнь, труды и слова для нас являются поистине духовным сокровищем, бесценными знаниями, которые применимы на пути нашего спасения.

У каждого свой путь в небо, в наше Небесное Отечество. Во всех случаях он непрост, полон препятствий, скорбей и искушений. Но если мы всем сердцем стремимся к Господу, благодарны Ему за Его милости, за Его любовь, то для каждого из нас найдется тот средний, царский путь, по которому сможем пройти этот тернистый путь спасения.

Перед Вами проповедь ныне поминаемого святителя Луки Крымского о двух путях спасения, между которыми как раз и находится тот самый подходящий нам – царский.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Два пути спасения

Два пути спасения указаны нам: во-первых, апостолами Христовыми, великими святителями Божиими, и, во-вторых, преподобными отцами и матерями нашими. Эти пути совсем различны, но хочу я, чтобы вы поняли, что оба эти пути одинаково велики, и святы, и совершенны.

Путь апостолов ярко являет нам св. апостол и евангелист Лука; конечно и все другие апостолы, но евангелисты больше их всех.

Какой же путь указан нам святыми апостолами? Каким путем шел св. апостол и евангелист Лука? Это путь деятельной жизни, путь деятельного, активного служения Богу и людям. Это путь великих подвигов и страданий, это путь заботы о спасении всего человечества.

Святой апостол Лука

Апостолов послал Господь проповедовать Евангелие всем языкам, всем народам. И они были теми великими, которые светом Христова учения просветили все народы того времени, а потом через их преемников, епископов, были просвещены и до сих пор продолжают просвещаться и самые темные, и самые некультурные народы.

Труды святого апостола Луки были огромны, скажу даже – безмерны. Он был одним из 70 апостолов, он совершил, вместе с остальными, великое дело: идти ко всем народам, во все города и повсюду проповедовать Евангелие правды, и больных исцелять… Но неизмеримо более велико его главное дело – написание им Евангелия Христова, которое по глубине содержания должно быть поставлено на второе место после великого Евангелия Иоанна Богослова… Написал он и Деяния апостолов, эту благодатную книгу, из которой черпаем сведения о деятельности апостолов, и прежде всего апостола Павла. Своей жизнью, как и другие апостолы, как и великие святители, он дал пример того, как нужно служить Богу, спасая не только свою душу, но и души множества людей.

Апостол и евангелист Лука

Это первый путь, великий путь деятельной любви. Но по пути этому не можете идти вы все; это путь, предназначенный для нас, священников и епископов, для проповедников Евангелия. Это образец для нас. А о каком втором пути скажу я вам? Это путь великих подвижников, отшельников, монахов, пустынников, которых было чрезвычайно много. Это путь совершенно другой: они активно не служили людям, не только не служили, а уходили от людей в дикие непроходимые леса, в африканские пустыни и жили десятки лет в пустыне, скрываясь от мира… Эти великие преподобные, из которых некоторые, подобно Марии Египетской, молились стоя над землей, стоя в воздухе, как наш Серафим Саровский, – эти великие люди изнуряли плоть свою тяжким постом, непрестанной молитвой, бдением, борением со сном, лежанием на камнях и поленницах дров…

Преподобный Серафим Саровский

Итак, вот два крайних и противоположных пути: путь деятельный – апостолов, святителей, и путь созерцательный – путь самоуглубления и очищения сердца своего, явленный преподобными мужами и женами. Какое же заключение сделаем мы для себя, узнав об этих двух путях? Вы скажете, и справедливо скажете, что не можете совершать такого светозарного пути, какой совершили апостолы и святители Божий.

Конечно так, но надо вам знать, что есть средний путь, а средний путь святые отцы называют царским путем.

Так вот, всем вам надлежит идти путем средним, путем царским, подражая, во-первых, тем, кто шел путем деятельной любви – подражая их милосердию, их добрым делам, их служению людям. Во-вторых, надлежит подражать, хоть в малой мере, и монахам – их молитве, их посту, не угождать своей плоти и похотям, а прежде всего, наблюдать за сердцем своим, изгоняя из него тех нечистых змей и жаб, которых найдем в нем, и потом омывать сердце слезами покаяния.

Вот это путь средний – путь царский. Идите им. Будьте деятельны в любви и милосердии. Будьте созерцателями и очистителями своих душ. Аминь.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Молитва в храме

Путь спасения действительно нелегок

Путь спасения действительно нелегок. Сам Господь предупредил нас о скорбях и нуждах, которые будут сопровождать нас на этом пути. Но и награда высока и всем нам хочется по окончания земной жизни быть с Богом.

Будем же трудиться на поприще нашего спасения и благодарить, славить Господа за все!

Как пишет, митрополит Афанасий, человек становится настоящим человеком только тогда, когда ему удается разрушить скалу, закрывающую сердце, разбить гранит своего сердца. И когда человек молится, он каждый раз наносит удар, откалывается кусок, камень рушится.  И созерцая святителей и святых апостолов, подражая их любви и милосердию, мы потихонечку приближаемся к Богу!

Два пути спасения

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Архиепископ Крымский

На главную страницу сайта - Семья и Вера