В этот день 13 июля 1896 года прошла демонстрация первого российского авто Петра Фрезе.
Автомобильный транспорт России
Электромобили, массивные грузовые фуры, конторы по прокату автомобилей, троллейбусы, пожарные машины – привычные составляющие нашего времени. Однако сложно представить, что все это было в России рубежа XIX-XX веков. К появлению этих обыденных элементов современной эпохи приложил руку Петр Александрович Фрезе.
Пётр Фрезе
Его называют даже не отцом, а дедушкой русского автомобиля и автомобилестроения. Ранняя биография, казалось, не располагала к этому. Пётр Фрезе – потомок горнозаводчиков. Отец – инженер, дослужился до чина генерал-майора, до начальника Алтайского горного округа. Дедушка по матери – Томский губернатор, тоже горный инженер.
Петр Александрович собирался пойти по их стопам. Окончив в 22 года Петербургский институт, отправился работать на Алтай, на плавильные заводы. Но, видимо, дело это ему наскучило. Фрезе вернулся в столицу и устроился на каретную фабрику русского немца Карла Карловича Неллиса.
«Фрезе и Ко»
Еще молодой и с растущими амбициями, Фрезе через пару лет учредил свою мастерскую, а еще чуть позже две конторы объединились в экипажную фирму «Неллис и Фрезе», и наконец то стала именоваться, как «Фрезе и Ко».
В 1893 году инженер со своим товарищем Евгением Яковлевым, увлеченным двигателями, отправился в Чикаго на Всемирную выставку. Ехали они не только как зрители, но даже отправили за океан свои изобретения. Яковлев – двигатель, Фрезе – экипаж. Оба получили почетные бронзовые медали.
Автомобиль Фрезе и Яковлева
Посмотрев на американские и европейские эксперименты с самодвижущимися экипажами, уже на родине коллеги без промедления приступили к созданию первого отечественного автомобиля. Ключевые элементы были уже готовы по отдельности, осталось только предать движение экипажу с помощью двигателя. Да, визуально конструкция напоминала французские и немецкие образцы, Даймлера, Рено и Бенца. Но все детали, включая 1,5-сильный двигатель – изготовлены в России.
Весной 1896 года петербургские газеты уведомили жителей:
«… По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской».
Экипаж с бензиновым двигателем весил всего 320 килограммов и развивал скорость больше 20 километров в час. Официально публике представили авто летом того же года на Нижегородской выставке. Посетила ее и императорская чета. Там были и другие самодвижущиеся экипажи, но только один – русского производства. К сожалению для изобретателей, государь не удостоил их творение особым вниманием.
Электромобили, автомобили, троллейбусы
Еще через пару лет случилось несчастье. Яковлев умер. Петр Александрович в одиночку продолжил дело. Уже в 1900 году он наладил производство электромобилей, устанавливая на них французские двигатели. К 1903 году «Фрезе и Ко» выпустило около 100 авто, которые пользовались спросом у богатой публики. Машины и покупали, и сдавали в прокат. В первое десятилетие XX века изобретатель на пике карьеры. Представлен первый троллейбус. Столичный почтам заказал автомобили для перевозки посылок. Первый грузовой автомобиль с прицепом. Пожарная машина с длинным гибким рукавом для тушения.
Но в 1910 году с делом Петра Фрезе было покончено. Налоговая политика того времени благоприятствовала ввозу готовых изделий из-за рубежа, а производства всех нужных деталей в стране попросту не было. Фрезе продал свое производство заводу-гиганту «Руссо-Балт» и отошел от дел. На улицах больших городов появлялось все больше иностранных авто, и первенцы русских инженеров уступали им дорогу.