Поступление ребёнка в школуМир Вам, дорогие родители!

Многие родители слышали и знают, что в психологии есть понятие кризиса семи лет или  переход на новую ступеньку развития. В чем проявляется этот кризис, каковы его признаки? Об этом Вы узнаете, если прочитаете статью, в которой монахиня Нина (Крыгина), кандидат психологических наук, подробно рассказывает о непростом семилетнем возрасте.

Физиологические и психологические признаки кризиса семи лет

Во-первых, нужно понять, что кризис поступления в школу имеет свою особенность. С физиологической стороны для него характерно то, что начинают проявляться такие негативные признаки: снижение работоспособности, количества гемоглобина в крови, может падать острота зрения, могут появиться головные боли, ребёнок даже может затормаживаться в росте, у некоторых может ухудшиться сон. Эти явления могут проявляться у каждого ребёнка в разной степени: большей или меньшей. И самое главное, что родителям обязательно нужно понять: этот кризис обязательно закончится; он имеет начало и имеет свое окончание.

Во-вторых, кризис семи лет имеет определенные психологические признаки.

Ребенок делает уроки

Выготский Лев Семенович ввел понятие возрастного кризиса и определил признаки каждого из таких периодов в жизни человека.

Психологи характеризуют данный возрастной период трудновоспитуемостью, когда ребёнок может проявлять плаксивость, раздражительность, нежелание что-то выполнять – капризное, нервное поведение. Со стороны будет понятно, что ребёнку плохо. Родители не всегда могут понять, почему ребёнок ведёт себя так нервно. Вроде бы всё хорошо. А здесь важно почувствовать ту внутреннюю ситуацию, в которой находится ребёнок. Ведь раньше он был дошкольник. Основной его деятельностью была игра. Теперь он переходит в новый статус школьника и попадает в новую формализованную систему.  У него появляется широкий круг обязанностей. Обязанностей очень много: нужно ходить в школу по расписанию, появляются уроки, задания, – жизнь меняется совершенно. Это для нас кажется обычным. А для ребёнка это впервые и трудно, это новая ступенька. Появляется очень много новых знакомых: новая учительница, новые одноклассники. У каждого свой характер. Долгое время ему приходится находиться вне дома, без родителей.  То есть наступает совершенно другая жизнь. И каждый к такой жизни приспособлен по-разному. И поэтому разная степень негативных характеристик в общении. У всех детей по-разному.

Школьники за партой

Психологи выделяют три группы по степени адаптации к школе

– при легкой степени адаптации у детей все негативные проявления адаптации проходят за одну четверть. И необязательно весь список характеристик обнаружиться. У кого-то сонливость, у кого-то плаксивость или и то и другое. Всё очень индивидуально.

– при средней степени легкости адаптации к школе все эти негативные признаки проходят за полгода.

– и очень немногочисленная группа детей со сложной адаптацией к школе. У них весь процесс привыкания растягивается на весь учебный год.

Большинство детей все-таки адаптируются в течение одной четверти.

Учительница в начальной школе

От чего зависит период адаптации в школе?

Очень многое зависит от первой учительницы. Иногда полезно водить детей за несколько остановок, чем рядом во дворе, если там нет учительницы, которая подходила бы для вашего ребёнка.

У детей, находящихся в младшей школе есть особенность – они проявляют очень большое доверие к первой учительнице. По исследованиям, на этом этапе авторитет учителя перекрывает авторитет родителя. Потом это не будет в такой степени. Но первое время это будет очень явно.

Поэтому родителям важно обратить внимание, насколько учительница благоприятно относится к ребёнку, потянулись ли их сердца друг к другу. Или ваш ребёнок вызывает у учителя некое раздражение и неприязнь. Ведь на плечи учителя ложится колоссальная нагрузка. И не избежать человеческого фактора, несмотря и на то, что любая учительница должна быть бесстрастной по отношению к ученикам.

Дети в школе

Для верующих семей важно обратить внимание на то, чтобы эта учительница была верующей или, по крайней мере, чтобы она ни в коем случае Вашего ребёнка в вере не притесняла.

Потому что если ребёнок вышел из верующей семьи, а учительница будет вести антирелигиозную пропаганду, то ребёнка можно сломать. Для ребёнка такая ситуация не по силам. Опыт исповедничества может понести даже не каждый взрослый.

Учитель и родитель – это союзники в воспитании ребёнка. Поэтому, любой вопрос можно и нужно решать друг с другом в доброжелательном духе.

Поступление ребёнка в школу

Возрастные кризисы

На главную страницу сайта - Семья и Вера