В этот день 12 сентября 1485 года тверские бояре присягнули на верность великому князю Ивану III. Великое княжество Тверское вошло в состав Московского государства.
Москва и Тверь
Москва и Тверь долгое время были как два города-брата. Небольшие приграничные поселения на окраинах великого Владимирского княжества, каждое из которых обзавелось своим князем примерно в одно время. Похожая история, похожие природные условия и разделяли их всего несколько дней перехода.
И все же, Тверь была как брат старший. Она и основана была раньше Москвы. И расположилась на Великом Волжском пути, что стало грандиозным преимуществом. Тверь одной из первых во всей Руси оправилась от монгольского нашествия. Благодаря торговому богатству, это был первый русский город, где возобновилось каменное строительство.
Борьба за Великое княжение
В самом начале XIV века два князя, Михаил Ярославич Тверской и Юрий Данилович Московский начали свой спор, кому из них быть Великим Князем и какой город будет первым. Тверь в этом противостоянии казалась явно убедительнее. В 1305 году ордынский хан дал ярлык на княжение Михаилу Ярославичу. Или в подчинении, или в союзе с ним были сильнейшие города севера, включая богатейший Новгород. По-видимому, этот в будущем канонизированный благоверный князь был по-настоящему выдающимся правителем. Известно, что в отношении его впервые за долгое время была использована формула «великий князь всея Руси».
Однако его главный противник, Юрий Московский, сделал один ход, который все и решил. Он женился на сестре хана Узбека. В 1317 году вместе с татарской конницей он вошел во владения старого недруга. И здесь произошла битва, в которой на свою беду Тверской князь одержал верх. Он разбил силы татар и москвичей, пленил сестру хана. И вскоре эта женщина умерла прямо в плену у Тверского князя. Такого Орда Михаилу Ярославичу простить не могла. Уже в следующем году он поехал в ставку хана и принял там мученическую смерть. Возможно, это главный эпизод долгого противостояния Твери и Москвы. Теперь уже Москва налилась силой и под рукой ее князей, а не тверских, стали собираться воедино русские земли.
Последние годы Тверского княжества
Спустя еще полтора столетия Тверь доживала последние годы своей независимости. Она еще именовалась великим княжеством наравне с Москвой. Но после того как Иоанн III Великий присоединил к Москве Новгород, навсегда скинул власть ордынского хана, необъятные его владения со всех сторон обступили земли тверского князя Михаил Борисовича. В 1483 году тот решил жениться на внучке великого князя Литовского Казимира IV, явно надеясь получить друга в последней схватке с соседом. Но Иоанн III, узнав об этом, медлить не стал, а сразу объявил войну князю Михаилу. Тверской правитель понимал, что силы не равные, и он поспешил помириться. Признал себя «младшим братом» Иоанна Васильевича. Однако надежд договориться с Литвой не оставил. И вновь Москва перехватила гонца от тверского князя в Литву. Теперь Иоанн Великий решил нанести последний удар. Слово историку Василию Ключевскому:
«Когда Иван III только еще собирался в поход на Тверь за ее союз с Литвой, многие тверские бояре и дети боярские стали покидать своего князя и толпами переходить в Москву; даже два тверских удельных князя перешли тогда на московскую службу».
И хотя некоторых предателей Иоанн Васильевич позже наказал ссылкой за нарушение верности своему князю, упавший к его ногам город он пощадил. 12 сентября 1485 года буквально вся Тверь вышла встречать нового правителя.
Присоединение старого противника к владениям Москвы прошло почти бескровно. Иоанн Великий не тронул даже старую тверскую боярскую думу. То есть, под его рукой оставались как бы два правительства – московское и тверское. Однако десятилетия спустя и с этой формальностью было покончено. Мало уже что напоминало о прежнем могуществе великих Тверских князей.